Аксель и Вальборг (Axel og Valborg)
Трагедия (1808)
Действие пьесы от начала и до конца происходит в торжественной обстановке
Тронхеймского собора в Нидаросе, средневековой столице Норвегии. По сторонам
сцены — погребальные ниши, в центре — гробница Харальда, деда правящего короля
Хакона Широкоплечего. Ближе всего к зрителям на переднем плане — массивные
храмовые колонны, на одной из них выведены вензели «А» и «В» — Аксель и
Вальборг, имена героев пьесы, любовь которых обречена — они сводные брат и
сестра, и их матери похоронены тут же в соборе.
Впрочем, «женихом и невестой» Акселя и Вальборг дразнили еще в раннем детстве,
когда же позже их дружба стала перерастать в любовь, Акселя поспешили удалить за
границу в германские земли, где он вместе с баварским герцогом Генрихом Львом
успешно воевал с вендами и из безусого юноши превратился в храброго и
самоуверенного воина. Аксель — идеальный герой, и он, конечно, не забыл
Вальборг, Привыкнув к победам, он не отступился от возлюбленной и добился от
римского папы Адриана разрешения на брак — папская булла разрывает его с
Вальборг кровное родство.
Полный радужных ожиданий, Аксель возвращается на родину. Явившись к Вальборг в
обличии старика, он проверяет ее чувство и, убедившись в ее верности (Вальборг
каждое утро вешает на колонну с вензелями свежие венки), требует от короля
Хакона отдать возлюбленную ему в жены. Но король тоже претендует на руку
красавицы Вальборг и считает ее своей по праву, он — ее защитник и опекун.
Требование Акселя он считает противоестественным, узнав же о полученном
разрешении, собирается решить дело силой, но позволяет уговорить себя своему
духовнику — злокозненному доминиканскому монаху Кнуду, — тот обещает не
допустить брака Акселя с Вальборг при помощи церковного крючкотворства.
В самом деле, Кнуд весьма убедительно доказывает епископу Эрланду, что папское
разрешение, данное Акселю, не имеет силы:
жених и невеста — брат и сестра не только по крови, но еще и по крещению: Акселя
окрестили только в пятилетнем возрасте вместе с родившейся тогда же Вальборг, а
на разрыв этой связи папа разрешения не давал. Епископ с сожалением вынужден
признать справедливость доводов Кнуда — они документально подтверждены записями
в церковной книге. С тяжелым сердцем он приступает к иному, нежели венчание,
обряду — церемонии разлучения жениха и невесты: Аксель и Вальборг берутся за
противоположные концы полотна, и оно разрубается между ними ударом меча, который
наносит монах Кнуд.
Аксель и Вальборг в отчаянии: вторичное обращение к папе невозможно — папа
Адриан умер, а новый глава церкви по политическим соображениям больше благоволит
к королю. Судьба, таким образом, вновь оборачивается против влюбленных.
Попрощавшись в соборе наедине, они как добрые христиане смиряются со своей
участью, пообещав друг другу воссоединиться вместе на небесах.
Но такой конец дела неугоден исполненному симпатии к молодым епископу Эрланду. В
юности он пережил сходную трагедию — его разлучили с любимой, которую против
воли выдали за другого. Чувство Эрланда разделяет и друг Акселя Вильгельм —
мрачного вида молодой воин, прибывший с Акселем из-за границы. По собственному
признанию Вильгельма, он — «помесь овцы и волка»: сын бывшей возлюбленной
Эрланда Элеаноры и некоего Рудольфа. Вильгельм обещал своей покойной матери
передать ее сердечному Другу последнее «прости» и поэтому оказался в компании с
Акселем отнюдь не случайно. Исполненные благих намерений, епископ Эрланд и
Вильгельм мстят безличной и равнодушной к страданиям людей судьбе. Они прибегают
к так называемому «благочестивому обману». Епископ выдает Вильгельму золотой
шлем, плащ и железное копье похороненного в Тронхеймском соборе Святого Олафа,
призрак которого, согласно поверьям, время от времени появляется ночью в храме,
Явившись в собор в полночь в облачении мертвого короля, Вильгельм приказывает
склонившейся перед ним в благоговении охране удалиться из церкви, а
усомнившегося в чуде и заподозрившего обман монаха Кнуда пронзает мечом за
неверие (перед смертью в раскаянии монах и в самом деле признается, что не верит
не только в чудеса, но даже в бессмертие души). Вальборг, которую должны
повенчать наутро с королем Хаконом, оказывается таким образом на свободе, и
Аксель может увезти ее на приготовленной к бегству ладье.
Но Аксель опять бросает вызов уготованной ему судьбе. Он не может покинуть
короля Хакона. Как раз в это утро в Нидарос вступает со своей немалой дружиной
претендент на престол Эрлинг. Дальний родич короля, Аксель связан с ним узами
верности и чести, вассал должен защищать своего господина.
Король Хакон поражен благородством поступка Акселя, В тряпице, которой тот
перевязывает его рану, Хакон узнает отрубленный при обряде разлучения жениха и
невесты кусок полотна. Но не хочет ли Акседь, воздавая Хакону добром за его зло,
тем самым его унизить? Аксель разуверяет короля — тот хотел взять себе Вальборг
по сердечному влечению, Аксель знает, как велика сила любви, и не мстит королю,
его намерения чисты — защищая короля, он исполняет свой долг и надеется, что тот
отплатит ему добром за добро.
В этот момент в собор врываются воины Эрлинга. Под предлогом, что боевой шлем
раненого слишком для него тяжел, Аксель водружает его на свою голову. Он и
король обороняются от нападающих, пока к ним не подоспевает подмога —
биркебейнеры (воины-лапотники, своего рода народное ополчение). Но уже поздно.
Смертельно раненный Аксель (его таки приняли за короля) умирает с именем
возлюбленной на устах. Вызванная для последнего прощания Вальборг находит Акселя
уже мертвым, она просит его друга-германца спеть ей народную балладу, допеть
которую ей самой ни разу еще не удавалось из-за душивших ее слез. Вильгельм
исполняет балладу под собственный аккомпанемент на арфе:
Рыцарь Ore приезжает на остров свататься к своей милой Эльсе, но ровно через
месяц болезнь сводит его в могилу. Эльсе горюет и плачет по жениху, и сила ее
горя столь велика, что она поднимает лежащего в гробу мертвеца. Взвалив гроб на
плечи, он стучится в дверь дома Эльсе, но она не впускает его, требуя, чтобы
прежде он произнес имя Господа. Ore не исполняет ее требования, но обещает
Эльсе, что она будет помнить его и в радости и в печали. Кричит петух — Ore пора
в могилу. Ore исчезает, а Эльсе горюет и оплакивает его, пока ровно через месяц
болезнь не сводит в могилу и ее тоже.
Допев песню до конца, Вильгельм замечает, что прильнувшая к телу Акселя Вальборг
мертва. Входящий в храм оруженосец Вильгельма объявляет: только что погиб в
сражении король Хакон. Злая судьба, таким образом, не минует в трагедии никого.
Король Хакон Широкоплечий, реальное историческое лицо, действительно погиб в
битве с Эрлингом в 1162 г.
Б. А. Ерхов
|