Рудольф Тёпфер (Rodolphe Topffer) 1799 - 1846
Библиотека моего дяди (La bibliotheque de mon Oncle)
Повесть (1832 — 18Э8)
Действие происходит в начале XIX в. Повествование ведется от лица главного
героя. В уединенном квартале Женевы, в доме, расположенном близ собора Святого
Павла и епископальной тюрьмы, растет юноша-созерцатель, рано потерявший
родителей и опекаемый дядей. Он учится под строгим надзором господина Ратена,
наставника и воспитателя не только в вопросах науки, но и нравственности. Жюль —
прилежный подросток, но кроме уважения учитель вызывает у него и насмешку, он не
прочь ошеломить Ратена «беспричинным» смехом над бородавкой с волосками на носу
наставника.
Мальчик постепенно становится юношей, предчувствие любви витает в его еще
детском сознании. При чтении пасторалей образы юных пастушек заполняют его
сердце. Однако господин Ратен, человек необыкновенной образованности и
целомудрия, пытается оградить Жюля от любых намеков на чувство, пропуская целые
страницы в сочинениях, на которых говорится о превратностях любви. Но, как
замечает повзрослевший Жюль, рассказывающий и анализирующий свою историю с
вершины прожитых лет, такое воспитание прививает множество предрассудков, а
запреты, подавляющие чувства, не усмиряют их. За кляксы, учиненные на страницах
«Записок о галльской войне», Ратен наказывает своего воспитанника, не разрешая
выходить из комнаты в течение двух дней. Мальчик радуется вынужденному безделью,
лакомится горяченькими пирожками, дает волю своей наблюдательности во время
схватки соседского кота с крысой. Желая испугать кота, он случайно ломает замок
в двери, ведущей в библиотеку дяди. Здесь внимание Жюля приковывает книга,
которую успела частично изгрызть крыса. В словарной статье он читает о любви
аббатисы Элоизы и Абеляра. Жюля поражают письма Элоизы, написанные по-латыни.
Любовная история воспламеняет мальчика, и он уносится в мир средневековья,
испытывая сладостное упоение вымыслом.
Жажда чувства воплощается в первом увлечении Жюля. Его мечта — юная англичанка
Люси, посещающая в сопровождении отца сеансы живописца. Это искусный портретист,
умеющий ублажить «росток тщеславия», произрастающий в каждом человеке. Он
обладает талантом изображать людей похожими на себя и в то же время — красивыми.
Обычно художник вывешивает работы для просушки на прутьях, прибитых к окну, и
тогда Жюль может разглядывать их.
Оставшись взаперти, влюбленный юноша решается влезть через библиотеку дяди в
мастерскую, чтобы увидеть портрет Люси. Но неудачным падением устраивает в
комнате живописца невероятный разгром. Жюль рассматривает портрет, затем
возвращается к себе в комнату, не представляя, как объяснить Ратену произошедшее
в мастерской. Свидетелем похождений мальчика становится наблюдающий из окна
тюрьмы преступник, недавно приговоренный к пожизненному заключению. Распевая
псалмы, он играет на жалости Жюля. Растроганный юноша передает ему Библию, а
заодно и напильник, чтобы освободить от мучительной боли, причиняемой кандалами.
В это время художник поражается хаосу, царящему в мастерской. Жюль уже готов во
всем сознаться, однако заключенный обманывает живописца, рассказывая небылицу о
разбушевавшихся котах. Неудовлетворенный объяснением художник вместе с
господином Ратеном исследует комнату с библиотекой дяди, так как вылезти на
крышу, а потом забраться в мастерскую можно было только оттуда. Жюль слышит, что
Ратен находит его платок, а жандармы сообщают о побеге узника.
Движимый угрызениями совести, стыдом и страхом, юноша бежит в Лозанну, надеясь
найти понимание и защиту у дяди. По дороге, наслаждаясь величием Альп, он
успокаивается и начинает верить в счастливый исход злоключений. Неожиданно на
пути Жюля останавливается карета англичанки, ее отец — почтенный благородный
старик — предлагает помощь. Жюль признается в содеянном, но Люси и старик
прощают его. Добрые англичане отвозят беглеца в Лозанну и вручают дяде Тому.
Далее Жюль повествует о том, как закончилась его юность.
Прошло три года. Теперь Жюль восемнадцатилетний студент, посвящающий себя
изучению юриспруденции. Часто он отвлекается от занятий и подолгу стоит у окна,
наблюдая за улицей, крышами домов, устремляя взор к небу, радуясь дождю. Это
«полезное безделье» позволяет ему погрузиться в раздумья, соединиться с
бесконечным пространством внешнего мира. Жюль живет вместе с дядей Томом,
который «читает, составляет примечания, компилирует, формулирует свои
соображения и собирает в своем мозгу квинтэссенции тысячи томов, которыми
уставлена его комната», вся его жизнь — служение науке и забвение реальности.
Сердце Жюля оживляет чувство к незнакомке, ежедневно проходящей мимо его окон.
Однажды она обращается к дяде Тому за Библией, написанной на древнееврейском
языке, чтобы читать ее умирающему старику иудею. Увидев девушку, Жюль невольно
ахает, она ловит его восторженный взгляд и тут же краснеет. Из разговора с дядей
юноша узнает, что его возлюбленная — еврейка, но это еще больше притягивает
Жюля. Выстроив подставку из книг, воздыхатель наблюдает за окнами больницы,
разглядывая прекрасную еврейку у изголовья больного старика. Но фолианты с
грохотом рассыпаются, в комнату вбегает встревоженный дядя. Юноша не может
объяснить своего поведения, и дядя решает, что тот болен. В смятении Жюль
забывается, ему снится благосклонность возлюбленной, проснувшись, молодой
человек решается на объяснение. Смастерив чучело, Жюль укрывает его своим
одеялом и бежит в библиотеку. В то время, когда дядя спускается проведать
племянника, приходит девушка. Жюль открывает ей дверь. Оба пребывают в некотором
замешательстве. Юноша прячется в комнате, а прекрасная еврейка встречает
возвращающегося старика и рассказывает о происшествии. Дядя Том находит это
невероятным. Пока он ищет книгу, гостья улыбается над страницей какого-то
фолианта. После ее ухода Жюль штудирует книгу, пытаясь найти то место, которое
понравилось его возлюбленной. Наконец ему это удается, он читает о любви робкого
дворянина, подобно Жюлю, ради встречи с любимой спрятавшегося в горнице. Тогда
юноша понимает, что может надеяться на взаимность. Он спешит в больницу, чтобы
встретиться с девушкой, но узнает, что старик еврей умер. Спустя несколько дней
дяде Тому передают Библию, в приписке к которой прекрасная еврейка просит отдать
книгу Жюлю в память о ней. Девушка погибла от черной оспы.
Жюль тяжело переживает утрату возлюбленной, он открывается перед дядей и находит
в нем поддержку. С гибелью возлюбленной прощается Жюль со своей юностью. Время
лечит раны, но молодого человека преследуют мысли о смерти. Он забрасывает
занятия правом, чувствуя призвание к живописи. Поначалу дядя препятствует Жюлю,
но затем благословляет его на поприще художника. И молодой человек предается
влечению к искусству, делая зарисовки во время прогулок.
Неожиданно Жюль встречает облаченную в траур по отцу Люси и ее супруга.
Англичанка знакомится с работами Жюля и заказывает копии с портрета отца.
Молодой художник работает в мансарде, разделенной перегородкой на две части, по
соседству располагается землемер. Его дочь — робкая, застенчивая девушка
Генриетта, воспитанная в строгости и простоте, привлекает внимание Жюля. Каждое
утро, направляясь в свою часть мансарды, он встречает на лестнице Генриетту.
Жюль влюбляется в девушку. На этот раз чувствуя, что его мечтам суждено
осуществиться, он серьезно задумывается о браке. Но у влюбленного не хватает
решимости открыться Генриетте. На помощь приходит случай. Люси, осведомляясь о
работе над копиями, начинает разговор о дочери землемера. Жюль, зная, что за
перегородкой Генриетта услышит все, что он скажет, признается в любви к ней.
Через некоторое время к художнику приходит землемер, они ведут разговор о
возможной женитьбе и о том, в состоянии ли художник содержать семью. Люси вновь
помогает Жюлю, заплатив крупную сумму за копии и сделав новый заказ, а затем
порекомендовав его своим соотечественникам. Отец Генриетты дает согласие,
считая, что высшей ценностью в браке является не богатство, а взаимное доверие и
любовь к труду. Дядя вручает жениху небольшое состояние, завещанное родителями
Жюля, кроме того, решает продать свою библиотеку, чтобы обеспечить будущее
молодых супругов. После женитьбы Жюль входит в семью землемера, благодаря своей
работе и покровительству Аюси он становится известен и живет в достатке.
Спустя два года умирает дядя Том, и Жюль, оплакивая его смерть, пишет Люси
письмо, подчеркивая общее в их судьбах — потерю близкого человека.
А. Б. Рыкунова
|