Генрик Ибсен (Henrik Ibsen) 1828 - 1906
Бранд (Brand)
Ароматическая поэма (1865)
Западное побережье Норвегии. Пасмурная погода, утренняя полумгла. Бранд, мужчина
средних лет в черной одежде и с ранцем за плечами, пробирается по горам на запад
к фьорду, где лежит его родная деревня. Бранда удерживают попутчики — крестьянин
с сыном. Они доказывают — прямой путь через горы смертельно опасен, нужно идти в
обход! Но Бранд не желает их слушать. Он стыдит крестьянина за малодушие — у
того при смерти дочь, она ждет его, а отец медлит, выбирая кружную дорогу. Что
бы он отдал за то, чтобы его дочь умерла спокойно? 200 талеров? Все имущество? А
жизнь? Если он не согласен отдать жизнь, все остальные жертвы не в счет. Все иди
ничего! Таков идеал, отвергаемый погрязшими в компромиссах соотечественниками!
Бранд вырывается из рук крестьянина, и идет через горы. Как по волшебству, тучи
рассеиваются, и Бранд видит молодых влюбленных — они тоже торопятся к фьорду.
Недавно познакомившиеся Агнес и художник Эйнар решили соединить свои жизни, они
наслаждаются любовью, музыкой, искусством, общением с друзьями. Их восторги у
встречного сочувствия не вызывают. По его мнению, жизнь в Норвегии не так
хороша. Повсюду парят пассивность и малодушие. Люди потеряли цельность натуры,
их Бог ныне смахивает на лысенького старичка в очках, снисходительно взирающего
на лень, ложь и приспособленчество. Бранд, теолог по образованию, верует в Бога
иного — молодого и энергичного, карающего за недостаток воли. Главное для него —
становление нового человека, сильной и волевой личности, отвергающей сделки с
совестью.
Эйнар наконец узнает в Бранде товарища школьных лет. Прямолинейность и пылкость
его рассуждений действуют отталкивающе — в теориях Бранда нет места простодушной
радости или милосердию, напротив, он обличает их как расслабляющие человека
начала. Встретившиеся расходятся по разным тропинкам — они увидятся позже на
берегу фьорда, откуда продолжат путь на пароходе.
Неподалеку от деревни Бранда ожидает еще одна встреча — с безумной Герд,
девушкой, которую преследует навязчивая идея о подстерегающем ее повсюду
страшном ястребе; спасение от него она находит только в горах на леднике — в
месте, которое называет «снежной церковью». Деревню внизу Герд не любит: там, по
ее словам, «душно и тесно». Расставшись с ней, Бранд суммирует дорожные
впечатления: за нового человека ему придется бороться с тремя «троллями»
(чудовищами) — тугомыслием (накатанной рутиной быта), легкомыслием (бездумным
наслаждением) и бессмыслицей (полным разрывом с людьми и разумом).
После многих лет отсутствия все в деревне кажется Бранду маленьким. Жителей он
застает в беде: в деревне — голод. Местный администратор (Фогт) раздает
нуждающимся продукты. Подойдя к собравшимся, Бранд, как всегда, высказывает
неординарное мнение:
положение голодающих не так уж и плохо — им предстоит борьба за выживание, а не
мертвящая дух праздность. Жители деревни едва не бьют его за глумление над их
несчастьем, но Бранд доказывает, что имеет моральное право относиться к другим
свысока — только он вызывается помочь умирающему, который не вынес вида своих
голодных детей и в приступе помешательства убил младшего сына, а затем, осознав,
что натворил, попытался наложить на себя руки и теперь лежит при смерти в своем
доме на другом берегу фьорда. Добраться туда не рискует никто — во фьорде бушует
шторм. Помочь Бранду при переправе осмеливается лишь Агнес. Ее поражает сила его
характера, и она, вопреки призывам Эйнара вернуться к нему или хотя бы к
родителям, решает разделить судьбу с Брандом. Местные жители, тоже убедившиеся в
твердости его духа, просят Бранда стать их священником.
Но Бранд предъявляет к ним очень высокие требования. Его любимый девиз «все или
ничего» так же бескомпромиссен, как известная латинская пословица: «Пусть
погибнет мир, но восторжествует справедливость» . Новый священник обличает даже
свою старуху мать — за ее расчетливость и стяжательство. Он отказывает ей в
причастии, покуда она не раскается и не раздаст бедным нажитое ею и столь
любимое имущество. Находясь при смерти, мать посылает за сыном несколько раз:
она просит его прийти, обещая сначала раздать половину, потом — девять десятых
всего, чем владеет. Но Бранд не соглашается. Он страдает, но против своих
убеждений пойти не может.
Не менее требователен он и к самому себе. В дом под скалой, где они прожили с
Агнес вот уже три года, редко заглядывает солнце, и их сын незаметно чахнет.
Доктор советует: чтобы спасти Альфа, нужно немедленно переехать в другую
местность. О том, чтобы остаться, не может идти и речи. И Бранд готов уехать.
«Может быть, и к другим Бранду не стоит быть слишком строгим?» — спрашивает у
него доктор. О долге напоминает Бранду и один из его прихожан:
люди в деревне ныне живут по иным, более честным правилам, они не верят
интригану-фоггу, распространяющему слухи, что Бранд уедет сразу, как только
получит наследство матери. Бранд нужен людям, и он, приняв невыносимо тяжелое
решение, заставляет согласиться с ним Агнес.
Альф умер. Горе Агнес безмерно, она постоянно чувствует отсутствие сына.
Единственное, что у нее осталось, — это вещи и игрушки ребенка. Внезапно
ворвавшаяся в пасторский дом цыганка требует, чтобы Агнес поделилась с ней своим
богатством. И Бранд приказывает отдать вещи Альфа — все до единой! Однажды
увидевшая ребенка Агнес и Бранда, безумная Герд сказала: «Альф — идол!» Свое и
Агнес горе Бранд считает идолопоклонством. В самом деле, разве они не упиваются
своим горем и не находят в нем извращенного наслаждения? Агнес смиряется с волей
мужа и отдает припрятанный у нее последний детский чепчик. Теперь у нее не
осталось ничего, кроме мужа. Она не находит утешения в вере — их с Брандом Бог
слишком суров, вера в него требует все новых и новых жертв, а церковь внизу в
деревне тесна.
Бранд цепляется за случайно оброненное слово. Он построит новую, просторную и
высокую церковь, достойную проповедуемого им нового человека. Фогт всячески
препятствует ему, у него свои планы более утилитарного свойства («Работный дом
построим / в соединении с арестным домом, и флигелем для сходок, заседаний / и
празднеств <...> вкупе с сумасшедшим домом»), к тому же фогт против сноса старой
церкви, которую считает памятником культуры. Узнав, что строить Бранд собирается
на собственные деньги, фогт меняет свое мнение: он всячески хвалит смелость
предприятия Бранда, а старую церковь-развалюху отныне считает опасной для
посещений.
Проходит еще несколько лет. Новая церковь построена, но к этому времени Агнес
уже нет в живых, и церемония освящения церкви воодушевления у Бранда не
вызывает. Когда же важный церковный чиновник заводит с ним речь о сотрудничестве
церкви и государства и сулит ему награды и почести, Бранд не испытывает ничего,
кроме отвращения. Он закрывает здание на замок, а собравшихся прихожан увлекает
в горы — в поход за новым идеалом: их храмом отныне будет весь земной мир!
Идеалы, однако, даже когда они точно сформулированы (чего Ибсен в поэме
намеренно избегает), всегда абстрактны, в то время как достижение их всегда
конкретно. На вторые сутки похода прихожане Бранда посбивали ноги, устали,
оголодали и отчаялись. Поэтому они легко дают обмануть себя фогту, сообщающему
им, что в их фьорд вошли огромные косяки сельди. Бывшие приверженцы Бранда
мгновенно убеждают себя, что они им обмануты, и — вполне логично — побивают его
камнями. Что ж, сетует Бранд, таковы переменчивые норвежцы — еще совсем недавно
они клялись, что помогут своим соседям датчанам в войне с угрожающей им
Пруссией, но позорно их обманули (имется в виду датско-прусский военный конфликт
1864 г.)!
Оставшийся один в горах, Бранд продолжает свой путь. Невидимый хор внушает ему
мысль о тщетности человеческих устремлений и бесперспективности спора с Дьяволом
или с Богом («можешь противиться, можешь смириться — /ты осужден, человек!»).
Бранд тоскует по Агнес и Альфу, и тут судьба преподносит ему еще одно испытание.
Бранду является видение Агнес: она утешает его — серьезных причин для отчаяния
нет, все опять хорошо, она с ним, Альф вырос и стал здоровым юношей, на своем
месте в деревне стоит и их маленькая старая церковь. Испытания, через которые
прошел Бранд, ему только привиделись в страшном кошмаре. Достаточно отказаться
от трех ненавистных ей, Агнес, слов, и кошмар развеется (три слова, девиз Бранда
— «все или ничего» ). Бранд выдерживает испытание, он не предаст ни своих
идеалов, ни прожитой жизни и ее страданий. Если нужно, он готов повторить свой
путь.
Вместо ответа из тумана, где только что было видение, звучит пронзительное:
«Миру не нужен — умри же!»
Бранд снова один. Но его находит безумная Герд, она приводит Бранда в «снежную
церковь». Здесь на страдальца наконец-то нисходит благодать милосердия и любви.
Но Герд уже видела на вершине врага — ястреба и стреляет в него. Сходит лавина.
Увлекаемый снегом Бранд успевает задать мирозданию последний вопрос: в самом ли
деле человеческая воля так же ничтожна, как песчинка на мощной деснице Господа?
Сквозь раскаты грома Бранд слышит Голос: «Бог, Он — deus caritatis!»
Deus caritatis означает «Бог Милостивый».
Б. А. Ерхов
|