Годы странствий Вильгельма Мейстера, или Отрекающиеся
(Wilhelm Meisters Wanderjahre oder die Entsagenden)
Роман (1821 - 1829)
Роман является продолжением «Годов учения Вильгельма Мейстера». Герой, ставший в
конце предыдущей книги членом Общества башни (или Отрекающихся, как они себя
именуют), получает от своих товарищей задание отправиться в странствия. При этом
ему ставится условие не задерживаться под одним кровом более трех дней и
удаляться всякий раз от прежнего пристанища не менее чем на милю — чтобы
избежать «соблазна оседлости». В странствиях Вильгельм должен лучше постичь мир,
найти свое окончательное жизненное призвание и по мере возможности
способствовать установлению благородных, нравственных отношений между людьми.
Его сопровождает сын Феликс. С Наталией герой временно разлучен, но он
«принадлежит ей навечно» и поверяет свои переживания в регулярных письмах.
Роман начинается с того, что на пути Вильгельму встречается совершенно необычная
семья — муж, жена и дети. Мужчина вел на поводу осла, а в седле «ехала тихая
миловидная женщина, окутанная голубым плащом, под ним она прижимала к груди
новорожденного младенца и глядела на него с несказанной нежностью». Эта легко
угадываемая картина святого семейства сразу обозначает универсальный, глубоко
обобщенный характер материала, составляющего суть романа. Если в «Годах
учения...» сюжет развивался вокруг судьбы Мейстера, персонажи были живыми и
полнокровными, а действие происходило в современной Гете Германии с ее
конкретными приметами, то на сей раз все повествование значительно более
условно. Роман лишен единого сюжета и представляет собой ряд новелл, почти не
связанных между собой.
Такая свободная форма — которая представляется поначалу небрежной и почти сырой
— дала писателю возможность вложить в роман свои самые дорогие, глубокие и
сложные размышления о том, что волновало его на протяжении всей жизни. Вольная
композиция, перемежающая прозу, стихи, страницы прямых афоризмов, открытый финал
— книга кончается ремаркой «Продолжение следует» — это не столько
недоработанность, сколько предвестье нового типа романа XX в.
Мировосприятие главного героя лишено теперь того трагизма и гамлетовского
эгоцентризма, которое отличало юного Вильгельма. Узнавший личное счастье,
обретший сына и друзей-единомышленников, Мейстер в «Годах странствий...»
предстает как человек, умудренный опытом и принимающий действительность во всей
ее бесконечной полноте и разнообразии. Теперь он не борец со всем миром, а борец
за этот мир, за его разумное и человеческое устройство. Он различает элементы
глубокой разумности в самих основах бытия, и это важнейшая идея книги, придающая
ей глубокий оптимизм. Вот, например, какие размышления навевает Вильгельму
встреча с астрономом, который из своей обсерватории показывал герою звездное
небо. «Что я такое по сравнению со Вселенной? — говорил себе Вильгельм. — Как я
могу противопоставлять себя ей или ставить себя в ее средоточие?.. Может ли
человек противопоставлять себя бесконечному, иначе как собрав в глубочайших
глубинах своего существа все духовные силы, обычно рассеянные по всем
направлениям...» Далее он развивает эту мысль, замечая, что главное чудо — в
самом человеке, его способности переживать впечатления жизни и переплавлять их в
деяния, полезные людям.
Персонажи романа, рассказанные в нем истории, прослеженные судьбы — это образное
выражение того, как, в понимании Гете, следует вести бережное строительство
более совершенного жизненного уклада. Через все повествование проходит образ
ясновидицы Макарии — женщины, благотворно действующей на окружающих, передающей
им свою духовную силу и альтруизм. Так же, как друзья Мейстера по Обществу
башни, она отреклась от себялюбия и корысти. Целью и смыслом жизни любимых
героев Гете становится служение человечеству, помощь людям и утверждение
нравственных начал.
Некоторые рассказы вызывают в памяти «новых людей» Чернышевского — персонажи
свободны от эгоизма, способны подняться над сиюминутными страстями и преодолеть
рамки, казалось бы, безвыходных ситуаций. Таковы герои новеллы «Пятидесятилетний
мужчина». Суть ее в том, что Гилария, которая с детства была предназначена в
невесты двоюродному брату Флавио, поняла, что в действительности она любит
совсем не жениха, а его отца, своего дядю, майора-вдовца. Возможно, на девушку
подействовало то, что ее мать всегда с восторгом относилась к брату. И вот дядя
при очередной встрече тоже почувствовал к Гиларии пылкую любовь. Когда отец
отправился в смущении объясниться с сыном, то оказалось, что сын в свою очередь
влюблен в некую молодую вдову и совсем не стремится к женитьбе на Гиларии.
Однако, познакомившись с майором, эта молодая вдова начинает, как и Гилария,
испытывать к нему весьма нежные чувства. Майор также впечатлен встречей с этой
очаровательной женщиной. После ссоры с ней смятенный Флавио приходит в дом
Гиларии, где сильно заболевает. Девушка начинает ухаживать за ним. И именно
теперь в ней просыпается истинная любовь, которая встречает взаимность... Важно,
что при этих непредсказуемых хитросплетениях чувств персонажи не дают власти
злобе или ревности, сохраняют благородство и глубокую деликатность по отношению
друг к другу, словно бросая вызов стандартным подходам к сложностям жизни.
Другая новелла — «Новая Мелузина» — рассказывает о фантастической или сказочной
истории. Однажды рассказчику этой новеллы встретилась прекрасная незнакомка в
богатой карете. Она попросила его об одной услуге — чтобы он возил с собой ее
ларец. За это дама ссудила юношу деньгами и отдала свой экипаж. Через некоторое
время рассказчик истратил все деньги и загрустил. Незнакомка вновь внезапно
явилась перед ним и снова дала ему кошелек с золотом, предупредив о том, чтобы
он был бережлив. Наконец юноша уговорил прекрасную даму не покидать его. Она
фактически стала его женой. И однажды он узнал ее тайну — оказывается, красавица
была принцессой эльфов, она принадлежала к племени крошечных человечков, жизнь
ее проходила в ларце, и лишь иногда она принимала обычный человеческий вид. Дама
нуждалась в рыцаре, верном и любящем, чтобы спасти свой вымирающий народ.
Рассказчик сначала в пылу чувств согласился тоже стать крошечным эльфом. Однако
вскоре он не выдержал испытания и бежал из волшебного леса... Сам он вспоминает
в романе об этом с чувством глубокого раскаяния, и ясно, что прошедшее изменило
всю его жизнь и отношение к миру.
Вообще образ волшебного ларца, закрытого на какое-то время от посторонних глаз,
и ключа, способного открывать этот ларец, присутствует на протяжении всего
романа. Это выразительный символ мудрости, жизни, человеческой души и природы,
которые открываются лишь при умелом обращении и соответственной подготовке.
Один из афоризмов ясновидящей Макарии, подборкой которых заканчивается роман,
таков: «Что такое трагедии, как не переложенные в стихи страсти тех, кто из
внешних обстоятельств делает бог весть что?»
Особое место в книге занимает тема воспитания. Феликса определяют на учебу в
особую школу, точнее, в Педагогическую провинцию. Это сочиненная Гете социальная
утопия. Педагогическая провинция представляет идеальный пример благотворного
воздействия на юную личность. Принципом здешних учителей является стремление
содействовать воспитанию общественного человека, с прочным чувством собственного
достоинства и уважением к окружающему миру. «Мудрые наставники незаметно
наталкивают мальчиков на то, что отвечает их натуре, и сокращают кружные пути,
на которых человеку так легко заблудиться и отклониться от своего призвания».
Таким образом, в романе постоянно взаимодействуют и перекликаются две темы,
составляя гармоничное единство, — тема нравственного самосовершенствования
отдельного человека и идея воспитания коллективного сознания, развития
общественных навыков и чувства общечеловеческого единства.
«Нет ничего драгоценней, чем один день» — это также важный афоризм из «Архива
Макарии». Персонажи романа стремятся как можно полнее реализовать свое
предназначение, деятельно и вместе с тем бережно, мудро вторгаться в жизнь.
Пример такого решительного действия — намерение нескольких товарищей Вильгельма
эмигрировать в Америку во главе группы ткачей, которым новые промышленные
отношения несут угрозу разорения. Сначала Вильгельм тоже собирается покинуть
страну. Однако затем он остается на родине, чтобы создать здесь для рабочих
что-то вроде образцовой трудовой колонии. Перед нами опять утопия, знаменующая
упорные искания Гете в сфере общественного мироустройства.
И конечно, как закономерность мы воспринимаем тот факт, что главный герой романа
после долгих поисков призвания остановился на профессии хирурга — чтобы творить
«чудо без чудес», опираясь на опыт и знание природы человека.
Позже он рассказывает, что большую роль в его овладении мастерством сыграл один
скульптор. Вильгельму трудно было препарировать человеческие ткани и органы,
изучая анатомию, но «чувство это вступало в противоречие с требованьем, которое
ставит себе всякий стремящийся к знанию человек...». Подружившись со
скульптором, он услышал от него глубокие суждения о том, что «большему можно
научиться, строя, нежели расчленяя, соединяя, нежели разъединяя, оживляя
умершее, нежели дальше его умерщвляя». Эти принципы стали важнейшими для
Вильгельма, символизируя его отношение к природе, в том числе природе человека.
В последних главах описан волнующий эпизод — Феликс упал с кручи в реку вместе с
конем. Подоспевшие гребцы на лодке вытащили юношу и перенесли его на берег,
однако Феликс не подавал признаков жизни. «Вильгельм немедленно схватил ланцет,
чтобы отворить жилу на руке, кровь брызнула обильным током <...>. Жизнь
вернулась к юноше, и едва успел участливый хирург закончить перевязку, как тот
бодро встал на ноги, бросил на Вильгельма пронзительный взгляд и воскликнул:
— Если жить, так с тобою!»
В. А. Сагалова
|