Ги де Мопассан (Guy de Maupassant) 1850 - 1893
Жизнь (Une Vie)
Роман (1883)
Северо-запад Франции. Руан. Майское утро 1819 г. Жанна, белокурая девушка с
глазами, похожими на голубые агаты, дочь барона Ле Пертюи де Во, сама укладывает
чемоданы и снова смотрит в окно: дождь не утихает... А так хочется ехать!
Жанна только что вернулась в родительский дом из монастыря, где воспитывалась «в
строгом заключении» с двенадцати лет. И вот наконец свобода, начало жизни, и они
с папой и мамочкой едут в «Тополя» , в родовой замок на берегу моря, в деревню
на все лето! Дождь не утихает, но они все-таки едут. В экипаже чудаковатый,
добрейший отец, сильно располневшая мамочка и молодая служанка Розали. Замок в
«Тополях», конечно, стар, но отец продал одну из своих ферм и на эти деньги
привел все в порядок: ведь они с мамой решили подарить этот замок Жанне. Она
станет там жить, когда выйдет замуж... А пока они едут туда на все лето.
В замке очень просторно, очень уютно и вполне беспорядочно: по бокам комода в
стиле Людовика XIV стоят два кресла (подумать только!) в стиле Людовика XV... Но
и в этом — свобода. Можно где угодно бегать, гулять и купаться в море — сплошное
счастье, а впереди вся жизнь и, конечно, любовь. Осталось только встретить Его,
и как можно скорей! Аббат Пико, местный кюре, обедая как-то в «Тополях»,
вспоминает за десертом, что у него есть новый прихожанин виконт де Лямар,
очаровательный, порядочный, тихий. В воскресенье баронесса и Жанна отправляются
к мессе, и кюре знакомит их с молодым человеком. Тот вскоре делает первый визит,
он прекрасно воспитан, и его приглашают отобедать на следующей неделе. Виконт
отобедал. Еще ничего не случилось, ничего еще нет, он только смотрит на Жанну
бархатно-черными глазами. Еще никто ничего не знает — ни барон с баронессой, ни
Жанна, ни даже читатель, а между тем завязка драмы уже совершилась...
Виконт в их доме постоянно, он помогает мамочке «совершать моцион», они втроем —
с отцом и Жанной — устроили морскую прогулку, его зовут Жюльен, и Жанна полна
предчувствия любви, и вот уже наконец звучит пленительный вопрос: «Хотите быть
моей женой?»
Обряд совершен. Жанна взволнована: как же так — вчера уснула девушкой, а
сегодня, сейчас, стоя у алтаря, она стала женщиной! Но отчего это Жюльен нежно
шепчет, что вечером Жанна станет его женой? Да разве она... не стала?!
И вот уже вечер. Мамочка, бедная, рыдает, не в силах сделать последние
наставления дочери. Вынужден взяться отец...
Розали раздевает Жанну и отчего-то ревет в три ручья, но Жанна ничего не
замечает, она в постели и ждет, сама не зная чего...
Дальше следуют две-три страницы особого свойства — «...по ее ноге скользнула
другая нога, холодная и волосатая...»
Потом, во время свадебного путешествия по Корсике, в Жанне тихо пробуждается
женщина, но странно: познавая с Жюльеном любовь, она все отчетливее видит, что
супруг труслив, жаден, чванлив и нестерпимо обыден.
Они возвращаются в «Тополя», и с первой же ночи Жюльен остается в своей комнате,
а потом как-то сразу, словно отыграв роль молодожена, перестает обращать
внимание на Жанну, забывает бритву, не вылезает из старой домашней куртки и пьет
по восемь рюмок коньяку после каждой еды. Жанна изнывает от тоски, а тут еще
всегда веселая Розали совсем переменилась и занемогла. Утром она медленно
заправляет постель Жанны и вдруг опускается на пол... В комнате госпожи, возле
ее постели девушка Розали родила мальчика.
Жанна взволнованна, хочет помочь Розали (они молочные сестры), нужно найти отца
ребенка, заставить жениться, но Жюльен категоричен: служанку надо гнать вместе с
незаконным дитем! Жанна расспрашивает Розали, а та только рыдает. Муж на все это
злится, но отчего-то возвращается «к обязанностям любви».
На дворе зима, в замке холодно, Жанне нездоровится, а Жюльен возжелал. Жанна
просит его отложить визиты в спальню на день-два Ночью Жанну бьет ужасный озноб,
она зовет Розали, та не откликается, Жанна босиком, в полубреду, идет в ее
комнату, но Розали там нет. Чувствуя, что умирает, Жанна кидается будить
Жюльена... На подушке рядом с его головой — голова Розали.
Оказалось, что благовоспитанный виконт, еще когда в первый раз обедал в
«Тополях», отобедав, не уехал, а прокрался на чердак, затаился, а потом «сошел»
к Розали. А потом все возобновилось, после их возвращения с Корсики.
Жанна едва не умерла в горячке, а доктор обнаружил у нее беременность. Всех
примирил деревенский кюре, который и нашел мужа для Розали. А Жанна родила
мальчика. Его назвали Поль, и любовь к нему заменила Жанне все остальное.
Несчастья же продолжают сыпаться на бедную Жанну: умерла матушка, Жюльен завел
роман по соседству — с графиней де Фурвиль, ревнивый граф обнаружил любовников и
убил их, представив дело как несчастный случай... А Полю минуло пятнадцать,
пришлось отдать его в коллеж. И вот ему двадцать, и он связался с проституткой,
они сбежали в Лондон. Сын тянет из матери деньги и вконец разоряет. Старый барон
хлопочет, закладывает, перезакладывает имение, внезапно умирает... Розали, уже
старая, но крепкая и ясная умом вдова, возвращается в дом и опекает совсем
ослабевшую Жанну...
Проданы «Тополя», другого выхода не было. Жанна и Розали живут в скромном, но
уютном доме. Поль пишет, что его возлюбленная родила девочку и теперь умирает. А
Жанна, та самая Жанна, что совсем недавно была полна предвкушения жизни,
доживает последние дни и вспоминает изредка короткие, редкие мгновения любви.
Но вот Розали привозит девочку, внучку, а Поль приедет завтра, после похорон. И
жизнь продолжается, та самая жизнь, что не такая хорошая, как говорит Розали, но
и не такая плохая, как о ней думают.
Жанна и Розали вспоминают, какой был сильный, нескончаемый дождь, когда они
ехали в «Тополя» из Руана.
В. Т. Кабанов
|