Камо грядеши? (Quo vadis?)
Роман (1894-1896)
Рим времен императора Нерона, погрязший в преступлениях и разврате. К Петронию —
писателю, эстету, ценителю роскоши и наслаждений, «арбитру изящества»,
приближенному Нерона — является племянник, молодой и прекрасный воин, патриций
Марк Виниций. Юноша рассказывает, что, возвращаясь в Рим с войны против парфян,
он повредил руку и его, раненого, взял к себе в дом седовласый полководец Авл
Плавтий. Там Виниций пленился юной Лигией, похожей на хрупкую темноволосую
голубоглазую нимфу. Она — дочь царя лигийцев, которые живут в далеких северных
лесах, и звали ее на родине Каллиной. Ребенком попала она в Рим как заложница и
выросла в доме благородного Авла и его верной, добродетельной жены Помпонии.
Относясь к Лигии, как к родной дочери, они воспитали ее чистой, целомудренной и
ничуть не похожей на распутных римлянок. Говорят, сама моложавая, красивая,
спокойная и печальная Помпония — христианка, но Петроний, например, в это не
верит: всем известно, что христиане — страшные злодеи, Помпония же, лицо которой
словно излучает свет, злодейкой быть никак не может.
В доме у Авла Виниций наговорил Лигии много пылких слов, и в сердце девушки
вспыхнуло ответное чувство. Но она почему-то нарисовала на песке рыбу...
Потерявший голову Виниций готов жениться на Лигии. Но Петроний рассказывает
Нерону, что Виниций влюбился в худосочную заложницу-лигийку. Слова эти сразу
отвращают самого императора от девушки — и он обещает Петронию забрать ее во
дворец и отдать Виницию.
Во дворец Лигию сопровождает великан и силач Урс, лигиец, попавший в Рим вместе
с маленькой царевной и, как и она, ставший здесь христианином. Вечером
трепещущую от страха девушку ведут на пир. К радости Лигии место рядом с ней
занимает Виниций. Вскоре, опьяненный страстью и вином, он начинает пылко
целовать красавицу, шепча, что завтра Нерон отдаст ее ему. Подоспевший Урс
отшвыривает Виниция и уносит испуганную девушку из пиршественной залы.
Лигия рыдает. Она не желает становиться наложницей Виниция. Лучше нищета, чем
роскошь и бесчестье! Лигия решает бежать.
Узнав об исчезновении Лигии, Виниций в бешенстве убивает старого раба,
вынянчившего его. Впервые в жизни кто-то посмел воспротивиться желаниям юного
патриция! Обезумев от любви и отчаяния, Виниций разыскивает Лигию. Петроний,
сочувствуя племяннику, готов подарить ему свою прекрасную рабыню, золотоволосую
гречанку Эвнику. Но та столь страстно молит не отсылать ее из дома, что
изумленный Петроний понимает: девушка влюблена в него самого! И преданность
Эвники трогает его сердце. Эвника приводит хитрого грека Хилона — пьяницу и
краснобая, мошенника, соглядатая и доносчика, который берется найти Лигию.
Узнав, что девушка рисовала на песке рыбу, человек этот, похожий на обезьяну и
лису одновременно, отправляется на поиски.
Вскоре он выясняет, что рыба — тайный знак христиан. Прикинувшись христианином,
Хилон проникает в их среду и встречает лекаря Главка, семью которого в свое
время выдал разбойникам, а самого оставил умирать на дороге. Теперь Хилон
боится, что Главк опознает его, и пытается натравить на лекаря другого
христианина, простодушного силача Урбана, которому говорит, будто Главк — шпион
императора. По тому, как вздрагивает гигант, когда Хилон случайно упоминает имя
Лигии, хитрый грек понимает: Урбан — это Урс!
В Рим пребывает апостол Петр. На его ночную проповедь собираются все христиане
города. Хилон ведет туда Виниция, который надеется встретить там Лигию. Апостол
Петр поражает юношу простотой и величием. Лицо старца светится такой силой
убеждения, какая присуща одной лишь истине. Но проповедь Петра — это отрицание
всей привычной Виницию жизни. Однако рассказ о распятии и воскресении Христа
потрясает молодого патриция. И он вдруг понимает, что христианка Лигия никогда
не станет его наложницей. Увидев Лигию в толпе, Виниций любуется одухотворенной
красотой девушки и осознает, что против ее веры вся его сила и отвага — ничто.
Отправившись после проповеди вслед за Лигией, Виниций врывается в ее жилище и
пытается унести девушку, но Урс обрушивает на голову патриция свой могучий
кулак.
В бедной каморке Лигии лекарь Главк врачует Виниция. Сама Лигия нежно ухаживает
за юношей. Тот счастлив; не желая покидать любимую, он решает остаться у
христиан и посылает за Хилоном — единственным, кому известно, где сейчас
Виниций. Увидев Хилона, Главк узнает в нем негодяя, погубившего всю его семью, а
Урс — старца, который натравливал его на Главка. Хилон завывает от ужаса, но
появившийся апостол Петр отпускает грека с миром: Главк и Урс прощают врага
своего...
Потрясенный Виниций размышляет о доброте и милосердии христиан. Потом он впадает
в забытье, и чудится ему, что Лигия ведет его туда, где сияет солнце.
Через несколько дней Виниций чувствует, что страсть его сменяется глубокой
истинной любовью. Но истерзавшаяся Лигия, не смея любить язычника с волчьим
римским сердцем, решает расстаться с юношей.
Виниций возвращается в свой дом, но все вокруг кажется юноше пустым и ничтожным.
Он тоскует по Лигии — и часто вспоминает об удивительном человеке, с которым
познакомился у христиан, — о Павле из Тарса. «Каждое слово его превращает в прах
все основы нашего мира», — думает юноша. Душа его меняется. Ему теперь
отвратительно распутство римской знати, и на роскошном пиршестве он отвергает
домогательства императрицы Поппеи. Та исчезает, зловеще смеясь. Виниций же
мечтает о Лигии. Неожиданно к нему приходит оборванный Хилон и заявляет, что из
горячей любви к христианам вновь выследил их всех. Разгневанный подлостью грека,
Виниций велит его высечь; потом стонущий Хилон ведет юношу к новому жилищу
апостолов. Там Виниций просит у Петра и Павла руки Лигии и обещает, что
постарается понять и принять учение Христа. Обрадованный Петр благословляет
влюбленных.
А обезумевший Нерон грезит о великом пожаре — и вскоре приспешники императора
поджигают Рим. Ища Лигию, Виниций в отчаянии мечется по объятому пламенем
городу. С трудом выбравшись в тлеющей тунике из моря огня, юноша натыкается на
Хилона, который советует ему искать Лигию и Петра в одной из подземных молелен
христиан. Виниций спешит туда и видит множество отчаявшихся людей, которых
успокаивает ласковым словом апостол Петр. Заметив ослабевшего от пережитых
ужасов Виниция, Петр ведет его к Лигии. Упав на колени, юноша горячо благодарит
Господа, и Петр, которого полюбил Виниций всем необузданным сердцем своим,
крестит молодого патриция в бедной хижине землекопа.
Народ клокочет от гнева. Чтобы спасти императора и себя, патриции пускают слух,
будто город подожгли христиане. Карая «злодеев», Нерон собирается устроить для
черни зрелище, которое будут вспоминать в веках. Поппея тайно приводит к
императору Хилона; тот готов выдать всех христиан — и прежде всего Виниция с
Лигией. О, Хилон страшно отомстит Виницию за порку!
Петроний предупреждает племянника о том, что готовятся гонения на христиан. С
каким удовольствием расстроит «арбитр изящества» планы этой обезьяны-Нерона! Но
Виниций не успевает спасти Лигию: девушку уводят в тюрьму. Петроний понимает:
это месть Поппеи, которую Виниций отверг ради Лигии. Юношу же не схватили
потому, что хотят насладиться его страданиями, истязая Лигию у него на глазах.
Чернь охвачена жаждой крови, брошенные в темницу христиане — жаждой
мученичества. Страдания Виниция превышают силы человеческие. А святой Петр
получает откровение: в сем граде сатаны хочет Христос основать столицу Свою!
С просветленными лицами идут христиане на смерть — ив страшных муках гибнут на
арене. Хилон, сидящий в роскошных одеждах рядом с Нероном, шепчет: «Видят они
воскресение свое!» — и падает без чувств. Казни продолжаются. Виниций,
переодевшись могильщиком, проникает в страшную темницу и три дня проводит с
больной Лигией. Души их уже очистились от всего земного. Виниций твердо решает
после смерти Лигии признаться в том, что он христианин, и последовать за
любимой.
Христиан сжигают на столбах, освещая сотнями живых факелов сады императора. С
одного из столбов на поседевшего Хилона смотрит объятый пламенем Главк и хрипит:
«Прощаю!» И потрясенный Хилон, превратившись из жалкого человечка в
величественного старца, кричит: «Христиане невинны! Поджигатель — Нерон!» Слова
эти мгновенно разносятся по всему Риму, а раскаявшегося в грехах своих Хилона
крестит в темной аллее апостол Павел. Вскоре Хилона хватают, но никакие пытки не
могут теперь заставить его отречься от своих слов. Ему вырывают язык и отдают на
арене на растерзание медведю. Но зверь не трогает несчастного; с просветленным
лицом замученный Хилон испускает дух.
А император решает устроить Виницию «веселую свадьбу». И вот белый как мел юноша
видит, что на арену выталкивают Урса, а потом выпускают огромного тура, к рогам
которого привязана обнаженная Лигия. Урс хватает тура за рога и сворачивает ему
шею. Публика ревет от восторга, и Нерон, испугавшись толпы, дарует Урсу и Лигии
жизнь и свободу.
В доме Петрония Лигия и Виниций умоляют исстрадавшегося Петра покинуть Рим.
«Надлежит мне идти вслед за стадом моим», — отвечает старец, но все же
христианам удается убедить его, что должен он сеять семена истины в других
городах и весях. И Петр уходит из Рима — но на Аппиевой дороге является ему
Христос. «Quo vadis, Domine?» («Куда идешь ты, Господи?» (лат.) — вопрошает
апостол и слышит в ответ: «Раз оставляешь ты народ мой, иду я в Рим, на новое
распятие».
Потрясенный Петр возвращается в Рим. Вскоре апостолов бросают в темницу. Но
когда ведут избитого Петра на казнь, шествует он как победитель и, окидывая
взглядом Рим, шепчет: «Ты искуплен, ты мой!»
Столь же спокойно идет в тот же день на казнь и Павел. Он знает, что посеянное
им уже никогда не развеет вихрь злобы.
Виниций и супруга его Лигия мирно живут на Сицилии. Они любят друг друга, веруют
— и безмерно счастливы.
А Петроний обречен. Нерон все глубже погружается в гнусное распутство, и «арбитр
изящества» теперь лишь мешает императору. Он собирается послать Петронию
смертный приговор, но тот решает сыграть с Нероном последнюю шутку. На роскошном
пиру, в окружении друзей, под чарующую музыку он вскрывает себе вены. Вместе с
ним умирает и прекрасная Эвника, отказавшаяся жить без любимого. Перед смертью
Петроний посылает Нерону насмешливое письмо, в котором пишет, что готов простить
императору все преступления и убийства, но глубоко презирает его за скверные
стихи. Гости, глядя на прекрасные мраморно-белые тела бездыханных Петрония и
Эвники, понимают: погибло единственное, что еще оставалось у старого мира, —
поэзия и красота.
Нерон лицедействует и безумствует. Кажется, мир превращается в сплошную кровавую
и шутовскую оргию. Наконец взбунтовавшиеся легионы провозглашают императором
Гальбу. Со словами: «Какой артист погибает!» Нерон приставляет себе к горлу нож,
но трусит, и раб коротким ударом помогает господину своему уйти из жизни.
А из почвы, пропитанной кровью и слезами, тихо, но неуклонно подымаются всходы
посеянных Петром семян...
Давно ушел в прошлое Нерон, а базилика Петра на Ватиканском холме доныне царит
над Римом и миром. Близ же древних Капенских ворот стоит небольшая часовня с
полустертой надписью: «Quo vadis, Domine?»
Е. В. Максимова
|