Консуэло (Consuelo)
Роман (1842—1843)
Действие разворачивается в 40—50 гг. XVIII в. Вместе с его героиней, выдающейся
певицей Консуэло, читатель из солнечной Венеции попадает в мрачный Богемский
лес, идет по дорогам Чехии, Австрии и Пруссии.
Консуэло, дочь цыганки, не знавшая своего отца, от природы наделена
удивительными музыкальными способностями и обладает чудесным голосом.
Трудолюбивая и скромная, она становится любимой ученицей известного
педагога-музыканта Порпоры, который, угадав в ней истинный талант, бесплатно
дает ей уроки. Мать девочки умерла, и она живет одна; ее опекает мальчик-сирота
Андзолетто, также обладающий чудесным голосом, но не имеющий ни усидчивости, ни
старания Консуэло. Дети любят друг друга чистой, невинной любовью.
Вступив в пору юности, Андзолетто становится настоящим красавцем, Консуэло,
которую прежде считали дурнушкой, также необычайно похорошела. Андзолетто
привыкает к легким победам — как над женщинами, так и на музыкальном поприще.
Его покровитель, граф Дзустиньяни, приглашает его к себе в театр. Пение
Андзолетто благосклонно встречено в салонах Венеции.
Почти одновременно с Андзолетто дебютирует Консуэло, после выступления которой
все понимают, что ей нет равных ни по мастерству, ни по голосу. Консуэло чужда
тщеславию, в душе же Андзолетто просыпается зависть.
Дружеские чувства, питаемые Андзолетто к подруге детства, перерастают в страсть.
Консуэло согласна стать его женой, но Андзолетто и думать не хочет о законном
браке, пытаясь убедить возлюбленную, что это помешает их артистической карьере.
Консуэло согласна ждать. Ее цельной и ясной натуре претят ложь и лицемерие, в то
время как ее друг давно привык хитрить и изворачиваться. Вот и сейчас он втайне
от Консуэло завел интрижку с примадонной, любовницей графа Дзустиньяни Кориллой.
При этом он утешает себя тем, что Консуэло понравилась графу Дзустиньяни, а
значит, тот непременно сделает ее своей любовницей. Поэтому он, Андзолетто,
имеет право отбить у графа его возлюбленную.
Корилла все больше влюбляется в Андзолетто, устраивает ему сцены ревности.
Андзолетто все яростней завидует успеху Консуэло, сопутствующему ей, где бы она
ни выступала — в храме или на сцене комической оперы. Граф Дзустиньяни молит
Консуэло подарить ему свою любовь. Столкнувшись со столь чуждой ей закулисной
жизнью театра, Консуэло приходит в ужас и бежит из Венеции. По рекомендации
Порпоры она едет в старинный замок Исполинов, расположенный на границе Чехии и
Германии, дабы временно стать компаньонкой и учительницей музыки юной баронессы
Амалии, невесты молодого графа Альберта. Сам Порпора собирается через некоторое
время отбыть в Вену, куда к нему потом и приедет любимая ученица.
Замок Исполинов принадлежит семье Рудольштадт, чешской по происхождению, но ради
спасения наследников «онемечившей» свою фамилию во время Тридцатилетней войны. С
тех пор Рудольштадты живут в своем поместье, являя собой пример верных католиков
и преданных слуг Марии-Терезии. Последний представитель этого знатного и
доблестного рода, молодой Альберт, единственный сын графа Христиана, «достиг
тридцатилетнего возраста, не познав и не ища иной чести и славы, кроме той,
какой обладал по рождению и состоянию». Многим поведение Альберта кажется
странным: он окружает себя людьми из простонародья, старается раздать как можно
больше денег бедным, с ним часто случаются «припадки непробудного сна», он
путает года и десятилетия, принимает себя за своего далекого предка Подебрада.
Перед взором его то и дело возникают картины из истории старой Чехии:
сражения гуситов, казни протестантов, монахи, повешенные на ветвях дуба, грозный
одноглазый Жижка, мстящий за поруганную честь своей сестры Ванды...
Граф Христиан и его сестра, кононисса Венцеслава, хотят женить Альберта на его
двоюродной сестре Амалии, с которой тот был дружен в детстве. Приехав вместе с
отцом в замок, Амалия изнывает от скуки, а Альберт, кажется, вовсе не замечает
ее присутствия. Амалия радостно встречает компаньонку, хотя она и несколько
разочарована ее унылым видом.
Консуэло производит огромное впечатление на Альберта. Вставая из-за стола, этот
молодой аристократ, одетый во все черное, с небрежно свисающими волосами и
черной бородой на загорелом лице, подает Консуэло руку, отчего у той начинает
кружиться голова, а Амалия, хоть она и не любит графа, чувствует укол ревности.
Однажды граф Альберт исчезает. Обычно его не бывает несколько дней, а
возвратившись, он ведет себя так, будто он отлучался всего на несколько часов.
Однако на этот раз его отсутствие становится затяжным, семья пребывает в
постоянной тревоге. Поиски в окрестностях замка ни к чему не приводят.
Во дворике перед окнами Альберта Консуэло замечает колодец со странно мутной
водой. Наблюдая за ним, она видит, как Зденко выпускает оттуда воду и спускается
вниз. Следуя за ним, девушка обнаруживает подземный ход, ведущий в пещеры под
таинственной скалой Шрекенштейн.
Консуэло спускается в колодец, и, блуждая по подземным коридорам, обнаруживает
убежище Альберта. Молодой граф грезит — он то называет девушку поруганной
сестрой Жижки, то своей матерью Вандой...
Своим звучным, выразительным голосом Консуэло удается вывести его из забытья, и
они вместе выбираются наверх. Консуэло просит Альберта пообещать ей не ходить
без нее в пещеры.
От потрясения, пережитого в подземных владениях Альберта, девушка заболевает, и
молодой граф, словно опытная сиделка, выхаживает ее. Когда здоровью ее больше
ничто не угрожает, он признается ей в любви и просит ее стать его женой.
Консуэло растеряна: ее собственное сердце для нее пока еще загадка. Граф
Христиан присоединяется к просьбе сына.
Неожиданно в замке появляется Андзолетто; он выдает себя за брата Консуэло.
После скандалов в Венеции ему удается получить рекомендательные письма в Прагу,
Вену и Дрезден. Узнав, что Консуэло живет в замке Рудольштадт, он решает
повидаться с ней и отбить ее у молодого графа, который, по слухам, сделал ее
своей любовницей. Андзолетто угрожает испортить репутацию Консуэло, если та
ночью не откроет ему дверь своей спальни.
Девушка в отчаянии: она понимает, что больше не может любить Андзолетто, но она
пока не испытывает любви и к Альберту. Тогда Консуэло пишет графу Христиану, что
отправляется в Вену, к своему учителю и приемному отцу Порпоре, дабы рассказать
ему о предложении графа и испросить у него совета. Под покровом ночи Консуэло
бежит из замка.
В окрестном лесу она встречает юного Иосифа Гайдна; он идет в замок Исполинов
просить покровительства знаменитой Порпорины, чтобы та походатайствовала за него
перед маэстро. Гайдн чувствует в себе призвание композитора; его учителя музыки
научили его всему, что знали сами, и теперь ему хочется поучиться у самого
Порпоры. Консуэло признается, что она и есть Порпорина, и предлагает юноше
путешествовать вместе. Для большей безопасности она переодевается в мужской
костюм.
По дороге они попадают в лапы вербовщиков прусского короля Фридриха, и только
храбрость барона Фридриха фон Тренка спасает их от солдатчины. Остановившись на
ночлег в доме доброго каноника, обожающего музыку, Консуэло присутствует при
родах Кориллы. Новорожденную Андзолину, отцом которой является Андзолетто,
примадонна подкидывает канонику, а сама мчится в Вену в надежде получить
ангажемент в оперу Марии-Терезии.
Добравшись до австрийской столицы, Консуэло находит жилище Порпоры. Зная
капризный нрав маэстро, она советует Гайдну поступить к нему лакеем, чтобы тот
привык к нему и сам начал обучать его музыке. Юный Иосиф следует ее совету.
Консуэло выступает в венских салонах, ей сопутствует успех. Порпора гордится
своей ученицей. Однако постепенно по городу ползут слухи, что Консуэло —
любовница Гайдна, ибо они живут под одной крышей. О ее отношениях с Гайдном
спрашивает во время аудиенции и императрица Мария-Терезия, считающая себя
поборницей нравственности и семейного очага. Девушка отвечает скромно, но с
достоинством, вызывая тем самым раздражение коронованной особы:
Мария-Терезия любит, чтобы ее смиренно просили и соглашались с ней. Консуэло же,
услышав, как императрица превозносит нравственность Кориллы, окончательно теряет
уважение к повелительнице Австрии. В результате ангажемент дастается не ей, а
Корилле,
Порпора огорчен неудачей Консуэло. Узнав же о заговоре Гайдна и Консуэло, в
результате которого он стал давать уроки начинающему композитору, он приходит в
ярость. Но юноша уже достиг своей цели: научился у маэстро всему, чему хотел.
Консуэло начинает мучить вопрос: почему из замка Исполинов не отвечают на ее
письма? Тем более, что из ее последнего письма следовало, что она любит Альберта
и все больше склоняется к браку с ним. Правда, это письмо попало в руки Порпоры,
но он утверждает, что отправил его.
Консуэло все чаще мысленно обращается к Альберту. Однако, когда Порпора сообщает
ей о приглашении выступать в Берлине, она с радостью соглашается, решив, что
возвращение на сцену станет решающим испытанием ее любви. К тому же иногда у нее
мелькает мысль о том, что, возможно, графу Христиану удалось уговорить сына
отказаться от неравного брака с певичкой.
Порпора и Консуэло пускаются в путь. Прибыв в Прагу, они видят на мосту барона
Фридриха фон Рудольштадт, брата графа Христиана. Он умоляет Консуэло ехать с ним
в замок: граф Альберт умирает, и перед смертью хочет сочетаться с ней браком и
оставить ей свое состояние. Семья умоляет Консуэло исполнить последнее желание
Альберта. Порпора страшно недоволен, он хочет, чтобы его ученица выбросила этого
графа из головы. Но Консуэло непреклонна:
она едет в замок.
Увидев Альберта, Консуэло бросается к нему: она чувствует, что любит. Но поздно:
Альберту осталось жить считанные минуты. Граф Христиан заявляет, что Порпора
написал ему, что никогда не даст согласия на брак Консуэло с Альбертом, а «его
воспитанница сама отказывается от него». «Увы! Это и нанесло смертельный удар
молодому графу», — прибавляет он.
Альберт и Консуэло прощают старого маэстро. Священник совершает обряд. «Спасен!»
— восклицает Альберт и умирает. Но, стоя возле его гроба, Консуэло не ощущает
дыхания смерти. «Нет смерти, Альберт! <...> сердце мое чувствует это, ибо теперь
я люблю тебя больше, чем когда-либо», — шепчет она. Безутешные родные хотят
оставить девушку в замке, отдать ей наследство Альберта, но та от всего
отказывается и уезжает вместе с Порпорой.
В последних строках автор сообщает, что самые терпеливые могут прочесть
следующий роман о дальнейших странствиях Консуэло и о том, что случилось с
графом Альбертом после его смерти.
Е. В. Морозова
|