Шарль Де Костер (Charles de Coster) 1827 - 1879
Легенда об Уленшпигеле
Легенда об Уленшпигеле и Ламме Гудзаке, об их доблестных, забавных и
достославных деяниях во Фландрии и других краях (La legende et les aventures
heroi'ques, joyeuses et glorieuses d'UIenspiegel et de Lamme Goedzak au pays de
Flandres et ailleurs)
Роман (1867)
Книгу предваряет «Предисловие совы», в котором дается двойное толкование имени
«Уленшпигель». По одной версии оно означает «я — ваше зеркало», по другой —
«сова и зеркало». Действие легенды происходит во Фландрии в XVI в. В городе
Дамме в семье угольщика Клааса рождается сын — Тиль Уленшпигель. Он вырастает
веселым и озорным парнем, и часто проказы его далеко не безобидны. Как-то в
компании Уленшпигель заявляет, что заупокойные молитвы выгодны только попам, а
один из присутствовавших доносит на него и обвиняет его в ереси. Уленшпигеля
изгоняют из Фландрии на три года, в течение которых он должен совершить
паломничество в Рим и получить у папы отпущение грехов. В Дамме остаются
опечаленные родители, Клаас и Сооткин. Но больше всех печалится подружка Тиля,
Неле, дочь доброй колдуньи Катлины. Родившийся в одно время с Уленшпигелем
король Филипп II растет болезненным, изнеженным и жестоким. Увидев, что Филипп
сжег на костре свою ручную обезьянку, император Карл хочет наказать сына, но за
него вступается архиепископ: «Его высочество в один прекрасный день станет
великим сожигателем еретиков». И действительно, на цветущей земле Фландрии один
за другим загораются костры, с помощью которых церковь охраняет свою чистоту от
еретиков. Катлину обвиняют в том, что она навела порчу на соседскую корову (на
самом деле Катлина просто не сумела ее вылечить). Ее подвергают пыткам, от
которых она повреждается в уме. Уленшпигель, пробыв положенный срок в изгнании,
перепробовав массу занятий, лукавя и плутуя, получает отпущение грехов и
возвращается в Дамме. Накануне его возвращения Клаас посажен в тюрьму по
обвинению в ереси. На него донес сосед, старшина рыбников Иост Грейпстювер,
позарившись на присланные Клаасу братом деньги. Клааса сжигают на костре. После
его смерти Сооткин и Уленшпигель приходят на место казни и берут немного пепла —
оттуда, где на месте сердца пламя выжгло глубокую дыру. Сооткин шьет мешочек из
красного и черного шелка, и Уленшпигель с тех пор носит его на шее, время от
времени повторяя: «Пепел Клааса бьется о мою грудь». Вдову и сына казненного
подвергают пыткам, чтобы узнать, где спрятаны деньги, но те молчат.
Катлине, умастившейся чудодейственной мазью, открывается видение: угольщик Клаас
и император Карл предстают перед Христом, восседающим на престоле звездном. Душу
труженика Клааса матерь Божья возносит в самую высокую из горных обителей, и
там, омытый ангелами, он становится юным и прекрасным. А душа императора Карла,
жестокого деспота и тирана, разорителя своей страны, отправляется в ад.
Катлину по ночам посещает любовник, «черный бес», как она его называет. Свой
приход он возвещает криком орлана. Бес вымогает у Катлины деньги, и однажды она
проговаривается ему, что деньги Сооткин и Уленшпигеля спрятаны у колодца. В эту
же ночь, опоив Катлину снотворным, любовник убивает собаку и крадет деньги. От
горя Сооткин заболевает и умирает. Уленшпигель хочет отомстить рыбнику, но,
встретив его, увидев, насколько тот мерзок и жалок, бросает его в канал.
Уленшпигель приходит к Катлине за советом. «Пепел Клааса бьется о мою грудь, я
хочу спасти землю Фландрскую, — говорит Тиль. — Я спрашивал Творца неба и земли,
но он мне ничего не ответил». Катлина обещает ему помочь, но при условии, что
девушка, которая его любит, возьмет его с собой на шабаш весенних духов, «на
Пасху соков земли». Выпив чудодейственной жидкости, Неле и Уленшпигель
присутствуют на весеннем празднестве духов. Духи обнаруживают смертных и
перекидывают их один другому, пока те не оказываются перед престолом паря.
Уленшпигель находит в себе хладнокровие и мужество рассказать, что привело его
сюда желание спасти свой истерзанный край. В ответ парь и царица духов, а за
ними и все остальные начинают петь, и из их песни следует, что Уленшпигелю «в
смерти, в крови, в разрухе, в слезах» следует искать Семерых. Уленшпигель и Неле
не в силах понять смысл песни, и безжалостная рука одного из духов сбрасывает их
в пропасть. Тиль приходит в себя и видит лежащую рядом Неле.
Уленшпигель уходит на поиски Семерых. Попутчиком его становится добродушный
толстяк, любитель вкусно поесть и выпить, Ламме Гудзак, разыскивающий оставившую
его жену. Неле провожает Уленшпигеля и никак не может расстаться с ним.
Король Филипп учреждает в Нидерландах испанскую инквизицию. По всей стране
занимается огонь народного гнева. Восставшие за независимость именуют себя
«гёзами», то есть нищими. Уленшпигель и Ламме присоединяются к гёзам.
Уленшпигель всюду, где только может, сеет бурю и поднимает народ против палачей,
терзающих родимый край. Герцог Альба со своими войсками лютует. Уже казнены граф
Эгмонт и граф Горн. Принц Оранский, по прозвищу Молчаливый, набирает войско.
Уленшпигель вербует для него солдат. Идя мимо развалин, всюду видя кровь и
слезы, он теряется в догадках, кто же спасет его родину. А Филипп не находит
себе места от тоски и злобы. Его не утешают даже мысли о тех временах, когда он
сосредоточит в своих руках власть над всей Европой. Он расправляется со своим
сыном, со своей женой, с придворными, не испытывая ни радости, ни горя.
Уленшпигель делит с войском Молчаливого победы и поражения. Однажды он говорит о
себе: «Я родом из прекрасной Фландрии <...> Я и живописец, и крестьянин, я и
дворянин, я и ваятель. И странствую по белу свету, славя все доброе и
прекрасное, а над глупостью хохоча до упаду». Но Уленшпигель еще и вмешивается в
ход событий, карая злодеев и помогая обиженным. Он выводит на чистую воду
продажного Спелле, погубившего множество людей, в том числе брата девушки
Боолкин, Михилькина. Мысли Уленшпигеля часто возвращаются к Неле и к родному
городу Дамме. В это время в окрестностях города появляется оборотень,
волк-человекоубийца. Однажды от него еле спаслась Катлина. Оказавшись в Дамме,
Уленшпигель решает поймать оборотня и ставит на него капкан. Убийцей, обиравшим
свои жертвы, оказывается тот же рыбник, Иост Грейпстювер, что когда-то погубил
Клааса. Он «перекусывал» шеи тем, кого ему удавалось подстеречь, при помощи
вафельницы с длинными острыми зубьями по бокам. Рыбника судят и приговаривают к
сожжению. Король Филипп развлекается, играя на «клавесине», ящике с кошками.
Когда король ударял по клавише, она колола кошку, и животное мяукало и пищало от
боли. Но король не смеялся, как не смеялся и подсылая убийц, как не смеялся,
удовлетворяя свое сладострастие.
Тиль Уленшпигель и Ламме Гудзак начинают служить на корабле адмирала
Долговязого. А в Дамме Катлина узнает своего возлюбленного, «черного беса», в
свите нового наместника города. Тот отрекается от нее, но Неле рассказывает во
всеуслышание о связи Катлины и Ганса, как его зовет бедная умалишенная, и о том,
что он убил своего приятеля Гилберта возле гатей. Наместник задерживает Иооса
Даммана, он же Ганс, он же возлюбленный бес Катлины. Катлина, думая, что
помогает Гансу, находит закопанное тело. Ее тоже заключают в тюрьму и, как и
Даммана, подвергают пыткам. Неле приносит в суд найденное ею письмо Даммана
Катлине, а еще одно его письмо обнаружено в сумке покойного Гилберта. Даммана
признают виновным — ив колдовстве, и в убийстве. Его сжигают на костре. Катлину
же подвергают испытанию водой в канале. Она тонет, то есть оказывается не
ведьмой, но после того, как ее без чувств, закоченевшую, вытаскивают из воды, не
может оправиться и на третий день умирает. Осиротевшая Неле перебирается в
Голландию.
Уленшпигель становится искусным канониром и отличным воином. Он ловок и
неутомим. «У меня нет тела, у меня есть только дух, — отвечает Тиль на
расспросы, — а моя подруга Неле похожа на меня. Дух Фландрии, Любовь Фландрии —
мы никогда не умрем». Уленшпигель заступается за монахов, которых должны были
отпустить, после того как они сдались, но не отпустили. «Слово солдата — закон»,
— заявляет он и стоит на своем, хотя заступничество чуть не стоит ему жизни. От
виселицы Уленшпигеля спасает Неле, объявив, что берет его в мужья — по местным
обычаям это возможно. Она становится свирельщицей на корабле, где служит
Уленшпигель. Гёзы терпят ряд неудач. Неле, Уленшпигель и Ламме попадают в плен и
вместе с другими заключены в бывшем монастыре. Но пленников освобождают, и
Уленшпигель с Неле и Ламме возвращаются на корабль. Ламме делают корабельным
коком. Уленшпигель назначен капитаном корабля. Победа вновь улыбается гёзам. В
одной из стычек гёзы берут в плен толстого монаха. Ламме начинает откармливать
монаха, который скоро становится толще, чем он сам. Ламме ранен в бедро. И тут
его навещает и перевязывает ему рану жена, которую он так долго искал. Она
объясняет, что оставила Ламме, послушавшись призывов одного монаха, склонявшего
женщин к безбрачию. Это тот самый монах, которого Ламме откармливает. Ламме с
вернувшейся к нему Каллекен прощаются с гёзами и оставляют корабль.
Созванные в Гааге Генеральные Штаты низлагают короля Филиппа. Нидерланды
становятся свободными. А вскоре наемный убийца всаживает три пули в грудь принца
Оранского. Уленшпигель и Неле уходят из флота. Они не утратили ни юности, ни
силы, ни красоты, ибо любовь и дух Фландрии не стареют. Уленшпигель становится
сторожем и начальником башни Веере. Однажды Неле и Уленшпигель снова умащаются
волшебным снадобьем и видят преображенных Семерых. Гордыня стала Благородной
гордостью, Скупость преобразилась в Бережливость, Гнев — в Живость, Чревоугодие
— в Аппетит, Зависть — в Соревнование, Лень — в Мечту поэтов и мудрецов. А
восседавшая на козе Похоть превратилась в Любовь. Очнувшись, Неле в ужасе видит,
что Уленшпигель не приходит в себя. Оказавшиеся неподалеку бургомистр и
священник с радостным криком:
«Слава Богу! Великий Гёз умер!» — бросаются хоронита Тиля. Могила засыпана,
священник читает заупокойную молитву, но вдруг песок шевелится и Уленшпигель
встает из могилы.
«Никому не удастся похоронить Уленшпигеля, дух нашей Фландрии, и Неле, сердце
ее! Фландрия тоже может уснуть, но умереть она никогда не умрет! Пойдем, Неле!»
— с этими словами Уленшпигель, обняв Неле, уходит.
В. С. Куламна-Ярцева
|