Генри Лонгфелло (Henry Longfellow) 1807 - 1882
Песнь о Гайавате (The Song of Hiawatha)
Эпическая поэма (1855)
Во вступлении автор вспоминает музыканта Навадагу, когда-то в старинные времена
певшего песнь о Гайавате: «О его рожденье дивном, / О его великой жизни: / Как
постился и молился, / Как трудился Гайавата, / Чтоб народ его был счастлив, /
Чтоб он шел к добру и правде».
Верховное божество индейцев, Гитчи Манито — Владыка Жизни, — «сотворивший все
народы», начертавший пальцем русла рек по долинам, слепил из глины трубку и
закурил ее. Увидев поднимавшийся к небу дым Трубки Мира, собрались вожди всех
племен:
«Шли Чоктосы и Команчи, / Шли Шошоны и Омоги, / Шли Гуроны и Мэндэны, / Делавэры
и Могоки, / Черноногие и Поны, / Оджибвеи и Дакоты».
Гитчи Манито призывает враждующие племена примириться и жить, «как братья», и
предрекает появление пророка, который укажет им путь к спасению. Повинуясь
Владыке Жизни, индейцы погружаются в воды реки, смывают боевые краски,
закуривают трубки и пускаются в обратный путь.
Победив огромного медведя Мише-Мокву, Мэджекивис становится Властелином
Западного Ветра, другие же ветра отдает детям: Восточный — Вебону, Южный —
Шавондази, Северный — злому Кабибонокке.
«В незапамятные годы, / В незапамятное время» прямо с месяца упала на цветущую
долину прекрасная Нокомис, дочь ночных светил. Там, в долине, Нокомис родила
дочь и назвала ее Веноной. Когда дочь выросла, Нокомис не раз предостерегала ее
от чар Мэджекивиса, но Венона не послушалась матери. «И родился сын печали, /
Нежной страсти и печали, / Дивной тайны — Гайавата».
Коварный Мэджекивис вскоре оставил Венону, и та умерла от горя. Гайавату
вырастила и воспитала бабка. Став взрослым, Гайавата надевает волшебные
мокасины, берет волшебные рукавицы, отправляется на поиски отца, горя желанием
отомстить ему за гибель матери. Гайавата начинает бой с Мэджекивисом и вынуждает
его отступать. После трехдневного сражения отец просит Гайавату прекратить бой.
Мэджекивис бессмертен, его нельзя одолеть. Он призывает сына вернуться к своему
народу, расчистить реки, сделать землю плодоносной, умертвить чудовищ и обещает
сделать его после смерти владыкой Северо-Западного ветра.
В лесной глуши Гайавата постится семь ночей и дней. Он обращается к Гитчи Манито
с молитвами о благе и счастье всех племен и народов, и как бы в ответ у его
вигвама появляется юноша Мондамин, с золотистыми кудрями и в зелено-желтых
одеждах. Три дня Гайавата борется с .посланником Владыки Жизни. На третий день
он побеждает Мондамина, хоронит его и затем не перестает навещать его могилу.
Над могилой один за другим вырастают зеленые стебли, это иное воплощение
Мондамина — кукуруза, пища, посланная людям Гитчи Манито.
Гайавата строит пирогу из березовой коры, скрепляя ее корнями тэмрака —
лиственницы, делая раму из ветвей кедра, разукрашивает иглами ежа, окрашивает
соком ягод. Затем вместе со своим другом силачом Квазиндом Гайавата поплыл по
реке Таквамино и очистил ее от коряг и мелей. В заливе Гитчи-Гюми Гайавата
трижды забрасывает удочку, чтобы поймать Великого Осетра — Мише-Наму. Мише-Нама
проглатывает пирогу вместе с Гайаватой, и тот, находясь в чреве рыбы, изо всех
сил стискивает сердце огромного царя рыб, пока тот не погибает. Затем Гайавата
побеждает злого волшебника Меджисогвона — Жемчужное Перо, которого охраняют
страшные змеи.
Гайавата находит себе жену, прекрасную Миннегагу из племени дакотов. На
свадебном пиру в честь жениха и невесты танцует красавец и насмешник
По-Пок-Кивис, музыкант Чайбайабос поет нежную песню, а старый Ягу рассказывает
удивительную легенду о волшебнике Оссэо, сошедшем с Вечерней Звезды.
Чтобы уберечь посевы от порчи, Гайавата велит Миннегаге во мраке ночи обойти
поля обнаженной, и она послушно, «без смущенья и без страха» повинуется.
Гаиавата же ловит Царя-Ворона, Кагаги, осмелившегося привести стаю птиц на
посевы, и для острастки привязывает его на кровле своего вигвама.
Гайавата придумывает письмена, «чтоб грядущим поколеньям / Было можно различать
их».
Страшась благородных стремлений Гайаваты, злые духи заключают против него союз и
топят в водах Гитаи-Гюми его ближайшего друга музыканта Чайбайабоса. Гайавата от
горя заболевает, и его исцеляют с помощью заклинаний и магических плясок.
Дерзкий красавец По-Пок-Кивис учит мужчин своего племени играть в кости и
безжалостно их обыгрывает. Затем, раззадорившись и зная к тому же, что Гайавата
отсутствует, По-Пок-Кивис разоряет его вигвам. Вернувшись домой, Гайавата
пускается в погоню за По-Пок-Кивисом. а тот, убегая, оказывается на бобровом
плотине и просит бобров превратить его в одного из них, только больше и выше
всех остальных. Бобры соглашаются и даже избирают его своим вождем. Тут на
плотине появляется Гаиавата. Вода прорывает плотину, и бобры поспешно
скрываются. По-Пок-Кивис же не может последовать за ними из-за своих размеров.
Но Гайавате удается лишь поймать его, но не убить. Дух По-Пок-Кивиса ускользает
и вновь принимает облик человека. Убегая от Гайаваты, По-Пок-Кивис превращается
в казарку, только больше и сильнее, чем все остальные. Это и губит его — он не
справляется с ветром и падает на землю, но снова бежит, и Гайавате удается
справиться со своим врагом, только призвав на помощь молнию и гром.
Гаиавата лишается еще одного своего друга — силача Квазинда, которого погубили
пигмеи, попавшие ему в темя «голубой еловой шишкой», в то время как он плыл в
пироге по реке.
Наступает суровая зима, и в вигваме Гайаваты появляются призраки — две женщины.
Они мрачно сидят в углу вигвама, не говоря ни слова, лишь хватают лучшие куски
пиши. Так проходит много дней, и вот однажды Гайавата просыпается среди ночи от
их вздохов и плача. Женщины рассказывают, что они — души мертвых и явились с
островов Загробной Жизни, чтобы наставить живущих: не нужно мучить умерших
бесплодной скорбью и призывами вернуться назад, не нужно класть в могилы ни
мехов, ни украшений, ни глиняных чаш — только немного пищи и огня в дорогу.
Четыре дня, пока душа добирается до страны Загробной Жизни, надо жечь костры,
освещая ей путь. Затем призраки прощаются с Гайаватой и исчезают.
В селеньях индейцев начинается голод. Гаиавата отправляется на охоту, но
безуспешно, а Миннегага слабеет день ото дня и умирает. Гайавата, исполненный
скорби, хоронит жену и четыре ночи жже погребальный костер. Прощаясь с
Миннегагой, Гайавата обещает скоро встретиться с ней «в царстве светлого Понима,
/ Бесконечной, вечной жизни».
В селенье возвращается из далекого похода Ягу и рассказывает, что видел Большое
Море и крылатую пирогу «больше целой рощи сосен». В этой лодке Ягу видел сто
воинов, лица которых были выкрашены белой краской, а подбородки покрыты
волосами. Индейцы смеются, считая рассказ Ягу очередной небылицей. Не смеется
только Гайавата. Он сообщает, что ему было видение — крылатый челн и бородатые
бледнолицые чужеземцы. Их следует встретить с лаской и приветом — так велел
Гитчи Манито.
Гайавата рассказывает, что Владыка Жизни открыл ему будущее: он видел «густые
рати» народов, переселяющихся на Запад. «Разны были их наречья, / Но одно в них
билось сердце, / И кипела неустанно / Их веселая работа: / Топоры в лесах
звенели, / Города в лугах дымились, / На реках и на озерах / Плыли с молнией и
громом / Окрыленные пироги».
Но открывшееся Гайавате будущее не всегда лучезарно: он видит и индейские
племена, гибнущие в борьбе друг с другом.
Гайавата, а за ним и остальные индейцы, приветливо встречают приплывших на лодке
бледнолицых и приобщаются к истинам, которые провозглашает наставник
бледнолицых, «их пророк в одежде черной», — к началам христианской религии,
рассказам «о Святой Марии-Деве, / О ее предвечном Сыне».
Гости Гайаваты засыпают в его вигваме, истомленные жарою, а сам он, простившись
с Нокомис и со своим народом и завещая внимать мудрым наставлениям присланных из
царства света гостей, уплывает в своей пироге на Закат, в Страну Понима, «к
Островам Блаженных — в царство / Бесконечной, вечной жизни!»
В. С. Кулагина-Ярцева
|