Потонувший колокол (Die versunkene Glocke)
Драматическая сказка в стихах (1896)
Горная лужайка с маленькой хижиной под нависшей скалой. На краю колодца сидит
юная Раутенделейн, существо из мира фей, и расчесывает свои густые
рыжевато-золотистые волосы. Перегнувшись через край сруба, она зовет Водяного.
Ей скучно, бабушка Виттиха в лес ушла, глядишь, за болтовней быстрее время
пролетит. Водяной не в духе, он устал от насмешек и колкостей очаровательной
проказницы. Раутенделейн призывает Лешего развлечь ее, но тот быстро надоедает
ей своими назойливыми ухаживаниями. Девушка скрывается в хижине.
Леший хвастается, сколь удачна была его последняя забава. Над обрывом люди
построили новую церковь. Восемь лошадей везли к ней на телеге колокол, а он
ухватился за колесо, колокол пошатнулся, понесся вниз по камням со звоном и
гулом и потонул в озере. Если бы не его, Лешего, прыть, замучил бы их всех
колокол своим несносным завыванием.
Появляется изнуренный, ослабевший Генрих, литейщик колоколов, и падает на траву
неподалеку от хижины. Он сорвался в пропасть, откуда чудом выбрался, а потом
заблудился. Старая Виттиха, возвращаясь из леса, натыкается на Генриха. Только
этого не хватало, и так от пастора и бургомистра житья нет, а если обнаружится,
что здесь мертвец, запросто спалить хижину могут. Она поручает Раутенделейн
принести охапку сена и поудобнее устроить лежащего, дать ему напиться.
Очнувшийся Генрих поражен красотой юной девушки. Наверное, она привиделась ему
во сне или же он умер. А этот нежный, божественный голос, как бы хотел он влить
его в медь колокола. Генрих впадает в забытье. Слышатся приближающиеся голоса
людей — это Леший навел их на след мастера. Испуганная старуха поспешно гасит
огонь в доме и зовет Раутенделейн, приказывая оставить Генриха — он смертный,
пусть она и отдаст его смертным. Но девушка вовсе не хочет, чтобы люди забрали
Генриха. Вспомнив бабушкины уроки, она ломает цветущую ветку и чертит вокруг
лежащего круг.
Появляются Пастор, Цирюльник и Учитель, они недоумевают — Генрих свалился в
пропасть, а крики о помощи почему-то доносились сверху, они с трудом
вскарабкались сюда по кручам. Пастор в унынии: такой прекрасный светлый Божий
праздник, и так кончился. Цирюльник, оглядевшись, призывает побыстрее покинуть
поляну — это проклятое место, а вон и хижина старой колдуньи. Учитель заявляет,
что не верит в колдовство. По доносящимся стонам они находят лежащего Генриха,
но подойти к нему ближе не могут, натыкаются на заколдованный круг. А тут еще
Раутенделейн, пугая их, проносится мимо с дьявольским хохотом. Пастор решает
одолеть коварство сатаны и решительно стучится в дверь хижины. Виттиха не желает
лишних неприятностей, снимает колдовские чары, пусть забирают своего мастера, но
не проживет он долго. Да и в мастерстве не больно силен, плохой был звук у
последнего колокола, и он один знал это и мучился. Генриха кладут на носилки и
уносят. Раутенделейн не может понять, что с ней происходит. Она плачет, поясняет
Водяной, это слезы. Ее влечет в мир людей, но это обернется гибелью. Люди —
жалкие рабы, а она — принцесса, он в очередной раз зовет ее к себе в жены. Но
Раутенделейн устремляется в долину, к людям.
Дом литейщика колоколов мастера Генриха. Его жена Магда принаряжает двух
малолетних сыновей, собираясь в церковь. Соседка уговаривает не торопиться,
церковка в горах видна из окна, но нет белого флага, который собирались поднять,
как только будет подвешен колокол. Поговаривают, что там не все благополучно.
Встревоженная Марта оставляет детей на ее попечение и торопится к мужу.
В дом приносят на носилках Генриха. Пастор утешает Магду: доктор сказал, что
есть надежда. Он стал жертвой исчадий ада, которые, страшась святого звона,
пытались погубить мастера. Магда просит всех уйти, подносит мужу воды. Тот,
чувствуя близкий конец, прощается с женой, просит у нее прощения за все.
Последний колокол у него не удался, он бы плохо звучал в горах. А это был бы
позор для мастера, уж лучше смерть. Вот и бросил он свою жизнь вслед негодному
творению. Пастор советует Магде сходить к знахарке Финдекле. В доме появляется
одетая служанкой Раутенделейн с корзинкой лесных ягод. Вот девушка и посидит
пока с больным. Не теряя времени, Раутенделейн принимается колдовать. Очнувшийся
Генрих недоумевает — где он видел это божественное создание? Кто она? Но
Раутенделейн сама этого не знает — лесная бабушка нашла ее в траве, вырастила.
Она обладает волшебным даром — поцелует глаза, и откроются они для всех небесных
далей.
Вернувшаяся домой Магда счастлива: муж просыпается здоровым, он полон сил и
жажды творить.
Заброшенная плавильня в горах. Водяной и Леший злятся и завидуют: целыми днями
Генрих варит металлы, а ночи проводит в объятиях прекрасной Раутенделейн. Леший
не упускает случая поддеть девушку: если бы он не подтолкнул повозку, не попал
бы благородный сокол в ее сети. Приходит Пастор, хочет вернуть назад заблудшую
овцу, колдовством заманили благочестивого человека, отца семейства. Увидев
Генриха, Пастор поражен, как он прекрасно выглядит. Мастер с увлечением
рассказывает, над чем трудится: хочет он создать игру колоколов, заложит высоко
в горах фундамент нового храма, и ликующий, победный звон будет возвещать миру
рождение дня. Пастор возмущен нечестивостью помыслов мастера, это все влияние
проклятой колдуньи. Но настанет для него день раскаяния, услышит он тогда голос
потонувшего в озере колокола.
Генрих трудится в плавильне, подгоняя своих подмастерьев-гномов. От усталости он
погружается в сон. Водяной бурчит — вздумал тягаться с Богом, а сам слаб и
жалок! Генриха мучают кошмары, кажется ему, что звучит потонувший в озере
колокол, дрожит, пытается подняться вновь. Он зовет на помощь Раутенделейн, та
ласково успокаивает мастера, ему ничто не грозит. Леший тем временем призвал
людей, подстрекая поджечь плавильню. В Раутенделейн попадает камень, она
призывает Водяного смыть людей в пропасть потоками воды, но тот отказывается:
ненавистен ему мастер, вознамерившийся царить над Богом и людьми. Генрих
сражается с наступающей толпой, швыряя горящие головни и гранитные глыбы. Люди
вынуждены отступить. Раутенделейн ободряет его, но Генрих не слушает ее, он
видит, как по узкой горной тропе взбираются двое мальчиков босиком, в одних
рубашонках. Что у вас в кувшинчике? — спрашивает он сыновей. Слезы мамы, лежащей
среди водяных лилий, — отвечают призраки. Генрих слышит звон потонувшего
колокола и, прокляв, гонит от себя Раутенделейн.
Лужайка с хижиной Виттихи, С гор спускается измученная и скорбная Раутенделейн и
в отчаянии бросается в колодец. Леший сообщает Водяному, что Генрих бросил
девушку, а его плавильню в горах он спалил. Водяной доволен, он знает, кто
двигал мертвым языком потонувшего колокола — утопленница Марта.
Появляется обессилевший, совершенно больной Генрих, шлет проклятья людям,
доведшим до смерти его жену, зовет Раутенделейн. Безуспешно пытается он
взобраться выше в горы. Сам оттолкнул от себя светлую жизнь, ворчит старуха, был
званым, да не стал избранным, а теперь затравлен людьми, и крылья у него навек
сломаны. Генрих и сам не поймет, почему слепо и бездумно подчинился колоколу,
созданному им, и голосу, который сам в него вложил. Надо было разбить тот
колокол, не дать поработить себя. Он умоляет старуху позволить ему перед смертью
увидеть Раутенделейн. Виттиха ставит перед ним три кубка с белым, красным и
желтым вином. Выпьет первый — вернутся к нему силы, выпьет второй — снизойдет
светлый дух, но потом он обязан осушить и третий кубок. Генрих выпивает
содержимое двух кубков. Появляется Раутенделейн — она стала русалкой. Она не
желает признавать Генриха и не хочет вспоминать о былом. Он умоляет Раутенделейн
помочь ему освободиться от мук, подать последний кубок. Раутенделейн обнимает
Генриха, целует его в губы, потом медленно отпускает умирающего.
А. М. Бурмистрова
|