Сон — жизнь (Der Traum — ein Leben)
Драматическая сказка (1817 — 1831, опубл. 1840)
В давние времена в Персии, в живописной горной местности, среди скал и деревьев
живет семья богатого селянина Масуда. Каждый летний вечер Мирза, дочь Масуда, со
страхом и тревогой ждет возвращения с охоты Рустана. Это племянник Масуда,
который и по ночам ищет среди горных вершин то, «чего найти не может», горестно
вздыхает девушка. Она наблюдает, как мирно возвращаются домой, к своим семьям,
остальные охотники, их соседи. Отец и дочь хотят понять своего «шалого» Рустана,
не знающего покоя, мечтающего о битвах и подвигах, власти и славе. Он разлюбил
работу в поле и по дому, его влекут опасности охоты. Мирза думает, что на
Рустана, такого спокойного и сдержанного прежде, влияет появившийся в их доме
негр-невольник Занга, на уме у которого лишь сражения и победы.
До Масуда дошли слухи о том, что Рустан сильно повздорил на охоте с Осмином,
сыном самаркандского эмира. Масуд понимает, что племянник скрывает это от него,
чтобы не слышать упреков. Рустан и в самом деле прячется от дяди, не желая
своими признаниями причинять ему страдания. Он готов сам отвечать за свои
поступки. Сейчас для Рустана главное — отомстить дерзкому Осмину, доказать свою
силу. Занга, как очевидец, описывает ссору, которая могла закончиться
кровопролитием, если бы участников не разняли. Охотники собрались на поляне
отдохнуть и поболтать. Избалованный сын эмира хвастался своими победами в любви.
Он рассказал, что правитель Самарканда, которому все труднее обороняться от
врагов, обещает отдать трон и свою дочь в награду тому, кто одолеет вражеские
полчища. Рустан уже готов был броситься в путь. Но от знатного Ос-мина он
получил насмешливый совет: вернуться в хижину, не забывать о своем уделе — сохе
и плуге.
Занга играет на честолюбии Рустана, подначивает к решительным действиям. Рустан
тоже так считает, ведь его предки были воинами, и теперешняя жизнь кажется ему
жалкой и неинтересной. Отныне его девиз — сильный сладит со слабым. Он не
сомневается, что успех придет в процессе дерзания и «что захватишь, то — твое».
Масуд по-доброму пытается образумить племянника, удержать в семье, рядом с
чуткой и нежной Мирзой. Но Рустаном владеет теперь иная страсть и, не находя
выхода, она может уничтожить его жизнь. Пожар борьбы пылает в его груди. Он
заявляет, что утром уходит из дома. Не останавливает Рустана даже последний
довод дяди: он любим Мирзой. Рустан тоже любит Мирзу, а значит, он вернется к
ней с победой.
Радуясь грядущему дню, который подарит ему новую жизнь, Рустан ложится спать.
Ему слышны тихие звуки арфы и песня, которую поет старый дервиш. В песне
славятся истинные человеческие ценности: правдивая мысль, доброта и любовь.
Земные же блага — это обольщение, суета. «Жизнь есть сон». Рустан засыпает, и во
сне ему видится отливающая золотом огромная змея... Все последующее совершается
уже в снах Рустана. Вдали от дома и родных он наслаждается свободой, когда нет
«ни дома, ни приказа, ни заботы, ни запрета», когда он впервые чувствует себя
человеком. Но Рустан не забывает и о деле, ему нужно спешить в Самарканд, чтобы
добыть власть и славу. Занга рядом и во воем его поддерживает. По дороге путники
встречают богато одетого человека, спасающегося от змеи. Он оказывается царем
Самарканда. Рустан пытается убить змею своим копьем, но не попадает в нее. Змея
поражена другим копьем, пущенным с высокой скалы незнакомцем в коричневом плаще.
Смеясь над неловкостью Рустана, незнакомец исчезает. В это время царь,
потерявший на время сознание, приходит в себя. Он считает своим спасителем
Рустана, что подтверждает Занга, удерживая своего смущенного господина от
объяснений. В сознании царя смутно мелькает другой образ стрелка — человека на
скале в коричневом плаще. Тут появляется свита царя и его дочь Гюльнара,
благодарная «герою» и покоренная им, таким скромным, но сильным. Царь дарит
Рустану свой кинжал, украшенный драгоценными камнями, как первое вознаграждение.
И уже звучит намек на главную награду, вызывая радостное смущение у обоих
молодых людей.
Рустан делится с Зангой своими переживаниями. Он счастлив и ничего не опасается.
От неизвестного стрелка, если он появится, можно щедро откупиться. Все равно
сердца царя и его дочери уже принадлежат ему. Неожиданно перед обманщиками
возникает незнакомец с коричневым плащом в руках. Спокойно выслушав угрозы,
уговоры и щедрые посулы, незнакомец советует Рустану жить своей славой, а не
чужой. Он продолжает свой путь к царскому двору. Преодолев страх и колебания,
Рустан бросается за ним и задерживает на мосту над горным потоком. Они борются,
незнакомец оказывается сильнее, но в последний момент Рустан успевает вонзить в
грудь безоружного кинжал, подаренный царем. Противник падает в реку и погибает.
В первый момент Рустан испытывает сожаление и ужас, но его уже зовут ко двору
царские гонцы. Он должен сразу же возглавить царское войско.
В Самарканде, после блестящей победы над тифлисским ханом, Рустана окружают
всеобщее признание, слава и любовь. Один лишь Занга видел, как в решающие минуты
боя Рустан упал с коня при приближении хана. Но войско стало мстить за своего
любимого предводителя, и враг бежал. А теперь герой уже принимает почести как
спаситель края.
Между тем в реке находят труп убитого мужчины с царским кинжалом в груди и
коричневый плащ. В нем признают одного из придворных царя, которого он невзлюбил
и выслал из столицы за притязания на руку дочери. Родственники убитого
подозревают царя.
Сам того не желая, царь начинает понимать роковую роль Рустана в истории со
змеей и в гибели придворного. Благородному правителю приходится высказать свои
соображения в лицо тому, кому он хочет доверить страну и дочь. Он дает ему ночь
для поиска оправданий, если же к утру их не будет, судьбу виновного решат на
совете лучшие люди войска. Ведь и сам царь должен быть оправдан перед своим
народом. Гюльнаре он пока не открывает тайны.
Но Рустан чувствует себя умнее и сильнее всех. При помощи старой колдуньи,
раскусившей «красавчика», ему удается отравить царя. Вина падает на старого отца
убитого дворянина.
Войско поднимает бунт, желая иметь правителем Рустана. Гюльна-ра просит у него
зашиты, предлагая разделить с ним царскую корону. Пока Рустан вынужден пойти на
это, хотя решил стать полноправным властителем.
Недолго длится жестокое правление Рустана. Зреет заговор, открывается истина с
отравлением царя. Гюльнара понимает, какую непоправимую ошибку совершили ее отец
и она, доверившись себялюбцу, проливающему кровь невинных. Но даже уличенный во
всех преступлениях, Рустан уверен в своем превосходстве над людьми и требует от
Гюльнары передачи ему всей власти над страной. Но не всегда «сильнейший прав»,
войско переходит на сторону справедливой Гюльнары. Воины преследуют убегающих
Рустана и Зангу. Спасаясь от них, Рустан прыгает в реку с того самого моста, на
котором убил человека, и — просыпается.
Ужасный сон еще властвует над ним какое-то время. Затем с помощью Мирзы и Масуда
он убеждается в том, что всего лишь сон — одна ночь, а не целая жизнь, страшная
жизнь, — разделял его с близкими. Он с трудом приходит в себя и радостно,
облегченно сознает, что невиновен, не совершал убийств, что может обрести
душевный мир — а это самое главное.
Встав на колени перед Масудом, Рустан просит его исполнить три просьбы: вновь
принять в свою семью, отпустить Зангу на свободу и конечно же отдать за него
любимую Мирзу. На первые две просьбы Масуд охотно соглашается. Затем
предостерегает племянника, ведь сны являют собой «сокрытые желания» жизни — «за
собой следи, мой сын». Счастливая Мирза торопит отца с ответом и на последнюю
просьбу.
А. В. Дьяконова
|