Тайна Мари Роже (The mystery of Marie Roget)
Новелла (1843)
Раскрыв тайну трагической гибели мадам Д'Эспанэ и ее дочери («Убийства на улице
Морг»), Огюст Дюпен снова погружается в свои меланхолические раздумья. Однако
роль Дюпена в драме на улице Морг снискала ему у парижской полиции славу
провидца, и префектура неоднократно пыталась вновь прибегнуть к его услугам.
Очередную попытку полиция предпринимает в связи с убийством молоденькой девушки
Мари Роже.
Красавица Мари работала в парфюмерной лавке. Однажды она уже пропадала на
неделю. Это случилось около трех лет назад, и тогда ее мать мадам Роже была вне
себя от тревоги. Но Мари вернулась — немного, впрочем, погрустневшая, объяснив
свое отсутствие тем, что гостила у родственницы в деревне.
В день повторного исчезновения Мари отправилась к тетке, договорившись со своим
женихом Сент-Эсташем, что он зайдет за ней вечером. Когда выяснилось, что Мари
вообще не приходила к тетке, девушку стали искать и только на четвертый день
обнаружили в Сене. На теле несчастной имелись следы побоев, а медицинский осмотр
показал, что Мари подверглась грубому насилию. Затянутый на шее кусок батиста,
оторванный от нижней юбки жертвы, был завязан морским узлом.
Газетчики разносили по городу противоречивые слухи: один писал, что нашли вовсе
не Мари, другой — что в убийстве замешана целая шайка. Тем временем появляются
новые свидетельства и улики. Трактирщица мадам Делюк показала, что в роковой
день в ее трактир зашла девушка, похожая по описаниям на Мари; ее сопровождал
смуглый молодой человек. Парочка провела в трактире некоторое время, а потом
направилась в сторону леса. Поздно вечером трактирщица слышала женские крики.
Впоследствии она опознала платье, которое было на трупе. Спустя несколько дней
дети мадам Делюк обнаружили в лесу нижнюю юбку, шарф и носовой платок с меткой
«Мари Роже».
Рассказчик, собравший по просьбе Дюпена все материалы, касающиеся этого дела,
услышал наконец версию своего проницательного друга. Камнем преткновения в этом
деле Дюпен считал его заурядность. Полиция на многое не обратила внимание.
Никто, например, не потрудился навести справки о смуглом моряке, зашедшем с
девушкой в трактир, или поискать связь Между первым и вторым исчезновениями
Мари. А ведь первое бегство могло окончиться ссорой с предполагаемым
возлюбленным — и обманутая девушка вернулась домой. Тогда второе бегство —
свидетельство того, что обманщик возобновил свои ухаживания. Однако почему такой
большой перерыв? Но время, прошедшее между первым и вторым исчезновениями
девушки, — обычный срок дальнего плавания военных кораблей.
Предполагаемое место убийства Мари — лесок у реки, об этом, вроде бы, говорят и
найденные вещи жертвы. Однако даже полиция признает, что разбросаны они слишком
уж напоказ, да и то, что вещи пролежали несколько дней незамеченными в таком
людном месте, наводит на мысль, что их подкинули позже.
Не обратили внимания и на лодку, которая была обнаружена плывущей вниз по Сене
на следующий день после убийства, когда тело еще не нашли. И на то, что кто-то
тайно забрал ее, без руля, у начальника пристани еще через день. То, что к телу
не был привязан камень, из-за чего оно и всплыло, объясняется именно тем, что
его сбросили с лодки, не имея под рукой ничего тяжелого. Это явилось недосмотром
убийцы. Трудно судить, что произошло между преступником и жертвой, однако ясно,
что Мари не была легкой добычей и мужчине пришлось прибегнуть к насилию, чтобы
довести до конца свой гнусный замысел. Рассказчик умалчивает о том, как полиция
использовала собранные Дюпеном улики, сказав в заключение лишь то, что все
умозаключения его друга подтвердились и убийца был вскоре найден.
В. И. Бернацкая
|