Адам ГотАиб Эленшлегер (Adam Gotlieb Oehlenschlager) 1779 -
1850
Ярл Хакон (Hakon Jarl Hin Rige)
Трагедия (1805)
Норвегия конца X в. Ярл Хакон, подчинивший себе страну, мечтает о королевском
сане: из ярла — свободного и видного военачальника он хочет превратиться в
короля, чья власть освящена династической традицией и народной привычкой, то
есть бесспорна. Но на пути у ярла — Олаф, правнук первого короля и объединителя
Норвегии Харальда Прекрасноволосого. И хотя Олаф живет далеко — он правит
завоеванной викингами Ирландией, — покуда он жив, власть Хакона под угрозой: это
понимают и стар и млад, все норвежцы.
Хакон уже заказал себе корону. Правда, во время примерки она оказывается велика
и буквально «застит» ему глаза — кузнец Бергтор изготовил ее по образцу
королевского венца Харальда Прекрасноволосого и менять размеры не собирается:
пусть претендент дорастет до короны, иначе носить ее он имеет право не больше,
чем кривляка-раб Гриб, успевший примерить корону до Хакона и произнесший при
этом весьма удачную тронную речь.
Случай заставляет Хакона действовать. Он узнает, что Олаф — в Норвегии,
правитель Ирландии зашел на родину с небольшой дружиной. Он направляется в
Гардарике (Русь), куда спешит к сыну умершего князя Вальдемара (Владимира),
чтобы помочь ему утвердиться на княжестве. Хакон действует тонко и осторожно: он
посылает к Олафу небольшое посольство — молодых двоюродных братьев его и своего
ближайшего помощника купца Клаке. Последний, улавливая невысказанное желание
господина, провоцирует Олафа — в Норвегии неспокойно, народ Хаконом недоволен и
в любую минуту готов восстать. Достойный потомок своих славных предков, Олаф мог
бы вернуть себе корону Норвегии.
Ранее не помышлявший о смуте, Олаф дает склонить себя на выступление против
Хакона. Окончательно укрепляет его в решении призыв священника Тагенбранда (Олаф
повсюду возит с собой команду монахов) — крестить Норвегию, а за ней и весь
Север!
Как всегда, Хакон действует быстро и энергично и очень скоро высаживается на
острове, где стоит с частью дружины Олаф. Как и он, ярл связывает свое
стремление к власти с идеологическими мотивами — защитой языческой веры предков
от наступающего на Север христианства.
Происходит неожиданное, но логичное — к Олафу с повинной являются его двоюродные
братья, они сообщают: их обман обернулся правдой, страна восстала. С самого
начала, добившись власти, ярл Хакон правил разумно и справедливо, но со временем
в нем все больше побеждал тиран, и творимый им произвол и бесцеремонное
женолюбие довели подданных до отчаяния. Последней каплей стало похищение
приглянувшейся ярлу дочери кузнеца (того самого, что сковал ему корону) прямо с
ее свадебного пира. Если люди узнают, что Олаф прибыл в страну, они, несомненно,
примкнут к нему. Поэтому вряд ли Хакон выступит против Олафа открыто, он
приготовил ему западню: купец Клаке обещал ярлу заманить Олафа в лес, лишить его
жизни, а потом тайно пронести в лесную избушку к Хакону корзину с отрубленной
головой короля. К счастью, план Клаке выдал братьям сметливый раб купца Гриб, а
они, служившие ранее властителю Норвегии верой и правдой, возмущены таким
вероломством и больше ярлу не верят. И просят Олафа наказать их за попытку
выведать его планы, а также за то, что, солгав, они сказали ему чистую правду!
С истинно королевским великодушием Олаф прощает братьев. Планы Клаке разрушены,
а он сам убит рабом Грибом, за что Олаф награждает того свободой и новым именем
Гриф. Закутавшись в плащ и надвинув на глаза шляпу, Олаф является в избушку с
корзиной (от предложения Грифа положить в нее отрубленную голову его бывшего
хозяина благородный король-христианин отказывается), Притворившись
рабом-убийцей, Олаф спрашивает у Хакона, не хочет ли ярл взглянуть на голову
своего врага? Тот отказывается и велит поскорее зарыть ее в землю. Раб
настаивает. Он расхваливает голову («она совсем как живая» ) и упрекает ярла в
трусости («он боится бессильной, снесенной с плеч головы?»). Для удобства,
заявляет он далее, он принес голову на своих плечах — Олаф распахивает плащ и
снимает шляпу. Сопротивление Хакона бесполезно, избушка окружена, но благородный
король не хочет использовать слишком очевидное преимущество. Он предлагает
Хакону выбор: или полное подчинение, или гибель в следующей битве, если им
доведется сойтись еще раз.
Хакон выбирает второе. В день решающей битвы неподалеку от Тронхейма вестник
сообщает ему о гибели старшего сына — его зарубил Олаф, по ошибке приняв сына за
отца. Хакон потрясен известием. Что означает гибель любимого сына? Слабость и
упадок богов (в их противостоянии с Христом) или же наказание Хакона за
недостаток веры? Ярл просит богов войны простить его, и как раз в этот момент
ему приносят отбитый у дружины Олафа золотой рог с выбитыми на нем рунами: «Если
согрешил ты,/Счастье отвернулось — /Лучшее пожертвуй/Асам всемогущим». Лучшее,
что осталось у Хакона, — его второй малолетний сын Эрлинг. Его он и приносит в
жертву, узнав о которой Хакона покидает даже самый верный и доблестный из его
воинов Эйнар.
Одолеваем сомнениями и победоносный Олаф. В ночь перед битвой он беседует в лесу
с посетившим его одноглазым старцем Ауденом. Старец защищает язычество.
Христианство, возможно, и хорошо для изнеженного и изобильного Юга, который
освобождает от борьбы за существование и поощряет искусства. Но на суровом
Севере язычество необходимо, оно воспитывает мужество, честь и деятельное
начало. Олаф не принимает учения Аудена, но относится к его словам с уважением:
по загадкам в его речи он узнает в старце верховного бога скандинавов Одина
(Ауден — форма этого имени), хоть священник Тагенбранд и уверяет его, что Ауден
— всего лишь подосланный к ним Хаконом языческий жрец. Что же до связи язычества
с природой Севера, продолжает священник, то и это не так. Вера в Одина пришла в
эти края с Востока.
Войско ярла Хакона разбито, но он не погибает в сражении. Убив коня и оставив на
поле битвы забрызганную кровью одежду, он прячется у бывшей наложницы Торы.
Хакон виноват перед ней вдвойне:
в свое время он бросил ее, прельстившись дочерью кузнеца, теперь же вдобавок
убил в сражении двух ее братьев (они хотели отомстить ему за позор сестры). И
все-таки Тора прощает Хакона — она жалеет его: перед ней тень прежнего ярла, и,
откажи она ему в помощи, ему останется только броситься грудью на меч. Ярл идет
за Торой в приготовленное ему убежище, и ему самому кажется, что это его призрак
следует за царицей подземного царства Хель в ее владения.
Ярл сидит в подполе со своим слугой — рабом Каркером. Сверху доносятся крики
людей, разыскивающих Хакона. Ярл изможден, но боится заснуть: раб вполне может
выдать своего господина или же зарезать его. Раб рассказывает Хакону свой
последний сон (а снам в древней Скандинавии приписывалось иногда даже большее
значение, чем реальности): он и ярл плывут в лодке, которой управляет Каркер.
Хакон толкует сон: Каркер правит судьбой ярла. Затем в сновидении из скалы
«вырастает черный муж», он извещает гребцов, что для них «закрыты все заливы».
Вердикт Хакона — жить им обоим недолго, Ярл забывается в дремоте, и раб крадется
к нему. Неожиданно, вспомнив о своей страшной жертве, ярл просыпается,
вскакивает с места и, не в силах переносить мучения дольше, вкладывает нож в
руку Каркера, а тот убивает его.
Раб выходит к разыскивающим ярла людям: найти Хакона необходимо — он может
вызвать в стране дальнейшую смуту. Но убийца не получает обещанной награды. Олаф
приказывает повесить его. Тело Хакона отдают Торе. В подземелье она говорит над
его гробом последнее слово: «Мощная душа / В стремленье к благу стала жертвой
рока / И заблуждений времени».
Б. А. Ерхов
|