Уильям Мейкпис Теккерей (Williain Makepeace Thackeray) 1811 -
1863
Ярмарка тщеславия. Роман без героя (Vanity fair. A novel without a hero)
(1847- 1848)
Англия, начало XIX в. Европа воюет с Наполеоном, но это не мешает множеству
людей, одержимых честолюбием, продолжать погоню за мирскими благами —
состоянием, титулами, чинами. Ярмарка Тщеславия, Базар Житейской Суеты бурлит
денно и нощно...
Две юных девицы покидают пансион мисс Пинкертон. Эмилия Седли, дочь
состоятельного эсквайра, являет собой образец чисто английской, несколько
пресной миловидности и добродетели. Она «обладает добрым, нежным и великодушным
сердцем», и, по правде говоря, не блещет умом. Иное дело Ребекка Шарп. Дочь
беспутного художника и балетной танцовщицы, француженки, «мала ростом, хрупка и
бледна», но один взгляд ее зеленых глаз уже способен сразить наповал любого
мужчину. Бекки, выросшая в веселой бедности, умна, остра на язык, видит людей
насквозь и полна решимости любой ценой завоевать место под солнцем, даже путем
лицемерия и обмана. Что ж делать, ведь у бедняжки нет ни любящих родителей, ни
состояния, ни титула — всего того, что питает добродетель более счастливых
сверстниц.
Эмилия, искренне привязанная к Бекки, приглашает ее погостить, и та пользуется
гостеприимством наилучшим образом. Маленькая плутовка умеет понравиться всем, но
главное, она с величайшим успехом пробует свои чары на Джозефе Седли, брате
Эмилии. Лесть, притворство, и этот «лентяй, брюзга и бонвиван» готов к
последнему решительному шагу. К несчастью, в дело вмешивается случай и мистер
Джордж Осборн, жених Эмилии, в результате чего надежды юной интриганки рушатся,
а Джозеф спасается бегством. В жизни мисс Шарп открывается новая страница: она
приступает к обязанностям гувернантки в Королевском Кроули, наследственном
поместье сэра Питта Кроули, «неимоверно вульгарного и неимоверно грязного
старика», пьяницы, скареды и сутяги. Изобретательность, умение притворяться и
лицемерить помогают Бекки завоевать расположение всех обитателей поместья,
начиная с ее воспитанниц и кончая мистером Питтом Кроули, старшим сыном
баронета, истинным «благовоспитанным джентльменом», которого побаивается даже
буйный папаша. Что касается последнего, то Бекки находит «множество способов
быть ему полезной». Не проходит и года, как она становится совершенно
незаменимой, чуть ли не хозяйкой в доме.
Королевское Кроули осчастливливает ежегодным визитом незамужняя сводная сестра
сэра Питта, на банковском счету которой значится изрядная сумма. Эта старая дама
«знается с атеистами и французами», любит весело пожить и безбожно тиранит
компаньонку, прислугу, а заодно и многочисленных родственников, надеющихся
получить наследство. Она терпеть не может ни сэра Питта, ни его старшего сына,
зато обожает младшего — Родона Кроули — недалекого офицера гвардии, шалопая,
игрока и дуэлянта. Мисс Кроули находит Ребекку настолько очаровательной и
остроумной, что, заболев, увозит ее в свой лондонский дом, где и завершается
роман между нищей гувернанткой и младшим сыном баронета. Завершается тайным
браком, ибо, несмотря на пристрастие тетушки к Свободе и Равенству, она может
сильно рассердиться. Все открывается после смерти жены сэра Питта, когда он, не
слишком опечаленный этой безвременной кончиной, пытается вернуть Ребекку в
Королевское Кроули. Сэр Питт падает на колени, предлагая ей стать леди Кроули, и
в этот миг бестрепетная Бекки в первый раз в жизни теряет присутствие духа и
разражается «самыми неподдельными слезами». Зачем она поторопилась? Какой шанс
упущен!
Молодую чету проклинают все. Как ни старается Родон, руководимый умненькой
Ребеккой, вернуть расположение тетушки, ему это не удается. Поборница демократии
и любительница романтических браков до конца своих дней так и не простит
племяннику мезальянса. О сэре Питте и говорить нечего: старик буквально «теряет
разум от ненависти и несбывшихся желаний», все больше опускается, и только его
смерть спасает родовое гнездо от окончательного опустошения и надругательства.
Супругам приходится рассчитывать только на скромное жалованье капитана гвардии.
Однако неунывающая Бекки в совершенстве владеет искусством, которое еще не раз
пригодится ей в жизни, искусством жить более или менее припеваючи, не имея ни
гроша наличных денег. Она не теряет надежды занять более блестящее место в
обществе и согласна потерпеть, а Родон, страстно и слепо влюбленный в жену,
превращается в счастливого и покорного супруга.
Тем временем над головой Эмилии сгущаются тучи, и виною тому, как это ни
удивительно, оказывается Наполеон, или Бони, как его именуют англичане. Бегство
Бонапарта с Эльбы и высадка его армии в Каннах изменяют положение дел на бирже и
влекут за собой полное разорение Джона Седли, отца Эмилии. И кто же оказывается
«самым несговорчивым и упрямым из кредиторов» ? Его друг и сосед Джон Осборн,
которому он помог выйти в люди. Имущество Седли идет с молотка, семья
переселяется в убогую наемную квартирку, но не из-за этого страдает Эмилия. Беда
в том, что эта простодушная девушка любит жениха не так, как положено любить на
Ярмарке Тщеславия, а всем сердцем и на всю жизнь. Она искренне считает пустого,
самовлюбленного и фатоватого Джорджа Осборна самым красивым и умным мужчиной на
свете. В отличие от Ребекки, все поступки которой диктуются «корыстью, эгоизмом
и нуждой», Эмилия живет только любовью. А Джордж... Джордж милостиво позволяет
себя любить, не отказываясь от чисто холостяцких увеселений и не балуя невесту
особым вниманием.
После краха Джона Седли отец запрещает Джорджу жениться на Эмилии. Более того,
ее собственный отец тоже слышать не хочет о браке с «сыном негодяя». Бедняжка
Эмилия в отчаянии. Но тут в дело вмешивается капитан Доббин, верный друг
Джорджа, честный и великодушный человек, который уже давно горячо любит Эмилию,
не решаясь в том признаться даже самому себе. Он уговаривает Джорджа, не чуждого
благородных порывов, жениться на Эмилии вопреки воле отца. Не стоит и говорить о
том, что отец отказывается от Джорджа и лишает его наследства.
Обе опальные четы встречаются в Брюсселе, куда выступает полк Джорджа и Доббина
и прибывает генерал гвардии Тафто с адъютантом Родоном Кроули. Полк с восторгом
принимает Эмилию, но ее подруга вращается в куда более блестящем обществе. Где
бы ни появилась Ребекка, она всегда окружена толпой знатных поклонников. В их
число попадает и Джордж Осборн. Кокетство Бекки и собственное тщеславие заводят
его настолько далеко, что на балу он передает ей букет с письмом, в котором
умоляет бежать с ним. (Разумеется, та никогда и не собиралась совершать ничего
подобного. Она-то знает цену Джорджу.) Но в тот же день войска Наполеона
переходят Самбру, и Джордж, полный невысказанного раскаяния, прощается с женой.
Прощается, чтобы через несколько дней погибнуть в битве при Ватерлоо.
А Бекки и Родон после Ватерлоо проводят три года в Париже. Ребекка пользуется
бешеным успехом, она допущена в самое высшее общество, французы не столь
разборчивы, как англичане. Впрочем, она не собирается оставаться во Франции на
всю жизнь. Все семейство (в Париже у Бекки и Родона рождается сын) возвращается
в Лондон, где чета Кроули живет, как всегда, в кредит, раздавая обещания всем и
не платя никому. Тетушка Родона наконец отходит в мир иной, оставив почти все
состояние старшему племяннику, женатому на дочери лорда Саутдауна леди Джейн,
честной и достойной женщине. Вскоре умирает и сэр Питт, а новый баронет,
испытывая чувство вины перед братом (как-никак тетушкины деньги достались бы
ему, если бы не женитьба на гувернантке), считает своим долгом объединить семью.
И вот Ребекка снова появляется в Королевском Кроули и снова умудряется очаровать
всех. Чего ей только не приходится для этого делать! Даже изображать любовь к
сыну, к которому она на самом деле не питает ни малейшей привязанности.
Тонкая лесть Ребекки так пленяет новоиспеченного баронета, что он едва ли не
каждый день бывает у нее в доме. Столь же часто там бывает и всемогущий лорд
Стайн, вельможный покровитель Бекки, старый циник, с помощью которого бывшая
гувернантка «карабкается и проталкивается вперед». Какими способами она этого
добивается, никто не может сказать ничего определенного, но лорд Стайн дарит ей
бриллианты и предоставляет в ее распоряжение свои погреба. Наконец происходит
событие, которое ставит Бекки в один ряд с респектабельными дамами, ее
представляют ко двору. Она входит в самые высокие круги лондонского света и
убеждается в том, что сильные мира сего ничем не отличаются от" «Смитов и
Джонсов». Когда первый восторг проходит, Бекки становится скучно. А ее муж с
каждым днем чувствует себя все более одиноким среди «интриг, аристократических
собраний и блестящих персонажей» и все больше привязывается к сыну.
Блистательное шествие Бекки по Ярмарке Тщеславия кончается катастрофой. Родон
уличает ее если не в измене, то в предательстве, пытается вызвать на дуэль лорда
Стайна и в конце концов покидает Англию, чтобы занять пост губернатора острова
Ковентри (выхлопотанный для него все тем же лордом Стайном). Ребекка исчезает, а
Родон Кроули-младший остается на попечении дяди и его жены, которая заменяет ему
мать. А что же Эмилия? Смерть мужа едва не стоила ей жизни, ее спасло только
рождение сына, которого она боготворит, как боготворила мужа. Долгое время она
живет с родителями, стойко переносит бедность и лишения и находит отраду в
маленьком Джорджи. Но старый Джон Осборн, пораженный сходством внука с покойным
сыном, предлагает забрать мальчика и воспитать его как джентльмена. Бедная
Эмилия расстается с сыном ради его блага и после смерти матери находит утешение
в том, чтобы скрашивать последние дни старика отца. Но как раз в то время, когда
Ребекка терпит сокрушительный крах, фортуна поворачивается лицом к Эмилии. Из
Индии возвращается майор Доббин вместе с ее братом Джозефом, который клянется,
что отныне его родные не будут знать нужды. Как замирает преданное сердце
майора, когда он подходит к дому, где живет миссис Осборн, какое счастье
охватывает его, когда он узнает, что она не вышла замуж. Правда, и ему надеяться
особенно не на что. Эмилия по-прежнему словно не замечает бескорыстной,
преданной любви Доббина, по-прежнему не видит его выдающихся достоинств. Она
остается верна памяти мужа, со всем жестокосердием добродетели предоставляя
Доббину «смотреть и томиться». Вскоре умирает Джон Седли, а вслед за ним и Джон
Осборн. Он оставляет маленькому Джорджи половину состояния и восстанавливает
вдову своего «возлюбленного сына» в опекунских правах. Эмилия узнает, что и этим
она обязана Доббину, узнает, что он и был неизвестным благодетелем,
подд^живавшим ее в годы нужды. Но «за эту несравненную преданность она может
заплатить только благодарностью»...
На берегах Рейна, в маленьком герцогстве снова происходит встреча двух «подруг».
Эмилия совершает заграничное путешествие с сыном, братом и Доббином, а Ребекка
уже давно порхает по Европе, проматывая в карточной игре и сомнительного
свойства приключениях содержание, назначенное ей мужем, и везде соотечественники
из приличного общества шарахаются от нее как от зачумленной. Но вот она видит
Джозефа Седли, и в ее душе просыпается надежда. Бедная оклеветанная страдалица,
у которой отняли честное имя и любимое дитя, как и в прежние времена без труда
обводит вокруг пальца тучного щеголя и Эмилию, которые, как видно, ничуть не
поумнели и ничему не научились. Доббин, всегда питавший отвращение к Бекки,
ссорится из-за нее с Эмилией и первый раз в жизни упрекает ее в том, что она не
ценит «привязанности, которую с гордостью разделила бы более возвышенная душа».
Он решает расстаться с Эмилией навеки. И тут Бекки, исполнившись восхищения
Доббином и «презрительной жалости» к Эмилии, совершает единственный в жизни
бескорыстный поступок. Она показывает Эмилии письмо Джорджа, доказывающее его
неверность. Идол повержен. Эмилия свободна и может ответить на чувство Доббина.
История подходит к концу. Доббин соединяется с Эмилией, они ведут тихую жизнь в
уютном собственном доме и дружат с обитателями Королевского Кроули. Джозеф до
конца своих дней влачит жалкую жизнь раба Ребекки. Он умирает при «невыясненных
обстоятельствах» . Умирает от желтой лихорадки и Родон Кроули-старший. Его сын
после смерти дяди наследует титул и поместье. Он не желает видеть мать, но
назначает ей щедрое содержание, хотя она и без того достаточно обеспечена. У
Ребекки немало друзей, считающих ее несправедливо обиженной. Она живет на
широкую ногу и усердно занимается благотворительностью. Вот и все. Счастлива ли
Ребекка? Счастливы ли Эмилия и Доббин? А кто из нас счастлив в этом мире?
И. А. Москвина-Тарханова
|